Компетентностно ориентированная задача как инструмент оценивания планируемых результатов или Как оценить естественнонаучную грамотность школьников? Богданова Н.Н., методист кафедры методики преподавания химии МИОО
Содержание планируемых результатов Ожидаемые учебные достижения Прогресс в личностном развитии Опорная система знаний Предметные способы действия Универсальные способы действия Умение учиться
Естественнонаучная грамотность способность использовать естественнонаучные знания для: - выделения в реальных ситуациях проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов - получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах выводы необходимы для: - понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека - принятия соответствующих решений
Оценка учебных достижений использование заданий, проверяющих различные виды деятельности (особенно выдвигая акцент на применение знаний для объяснения окружающих явлений) включение проверочных заданий (обучающих и контролирующих), различных по форме предъявления использование заданий развивающей направленности, включающих значительный объем нужной информации, но выходящей за рамки курса химии по программе (развитие кругозора и представлений о действительности).
Конкретизация планируемых результатов Выделение и перечисление умений, характеризующих их достижение Конкретные примеры заданий, иллюстрирующие возможные уровни освоения учебных действий с изучаемым учебным материалом
Овладение методологическими умениями предлагать план исследования и проводить его согласно цели эксперимента фиксировать результаты наблюдений или опыта в оптимальном для данных условий формате (словесного описания, таблицы, графика, условных обозначений)
Овладение методологическими умениями прогнозировать результаты эксперимента делать выводы (оценивать соответствие выводов имеющимся экспериментальным данным), анализировать, объяснять результаты опытов и наблюдений на основе имеющегося запаса знаний
Использовать полученные знания и умения Анализировать ситуации практико- ориентированного характера, узнавать в них проявление изученных химических явлений или закономерностей и применять имеющиеся знания для их объяснения Распознавать в ситуациях практико- ориентированного характера проявление изученных явлений, процессов и закономерностей
Использовать полученные знания и умения При чтении научно-популярных текстов отвечать на вопросы по содержанию текста Понимать информацию, представленную в виде схем, графиков и диаграмм и преобразовывать информацию из одной знаковой системы в другую
Использовать полученные знания и умения сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера обнаруживать в тексте доводы в подтверждение выдвинутых тезисов делать выводы из сформулированных посылок
Использовать полученные знания и умения связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире находить доводы в защиту своей точки зрения
1 балл Базовый уровень
1 балл
Повышенный уровень 1 балл
Повышенный уровень 1)Почва на даче щелочная, поэтому растения, проявляющие свойства индикатора, изменили свою окраску - 2 балла 2)Другой рН, почва не кислая и.т. - 1 балл
Высокий уровень 1)Таблица заполнена без ошибок - 2 балла 2)Допущены ошибки, не искажающие в целом результат – 1 балл
Высокий уровень 1)Источники 1 и 3 не пригодны для бытовых целей, поскольку вода в них сильно щелочная, источник 4 можно использовать, но с осторожностью, источник 2 удовлетворяет по значению рН - 2 балла 2)Любые утверждения, не искажающие идеального ответа – 1 балл
Высокий уровень 1)Нет, потому что возможно наличие болезнетворных микроорганизмов - 2 балла 2)Да, потому что уровень кислотности удовлетворяет требованиям - 1 балл
Высокий уровень 1)Да, надо проверить на другие виды загрязнений – 2 балла 2)Да (без аргументации) – 1 балл 3)Нет, потому что по показателю кислотности все нормально или просто «нет» – 0 баллов
Шкалирование результатов Уровень ЕНГБаллы (% вып.) Отметка Высокий10-13 ( 75%) 5 Хороший7-9 (51 -74%) 4 Удовлетворит.4-6 (25-50%)3 Недостаточный0-3 (
Библиография 1. Каспржак А., Митрофанов К., Поливанова К., Соколова О., Цукерман Г. Психолого-педагогический анализ результатов российских учащихся в международном исследовании ПИЗА М.: ИОСО РАО, Основные результаты международного исследования образовательных достижений учащихся ПИЗА – 2003, 2006, 2009 // Report_PISA2003,2006,2009, РАО ЦОКО 4. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. 1897) 5.Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. М.: Просвещение, с. (Стандарты второго поколения)
Благодарю за внимание Богданова Н.Н., кафедра методики преподавания химии МИОО