Социально-педагогические аспекты работы с детьми с ОВЗ Яговкина Л.С., доцент кафедры психологии и здоровьесбережения.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Умственная отсталость – стойкое, необратимое нарушение, преимущественно познавательной деятельности, вызванной органическим поражением коры головного.
Advertisements

Коррекционная работа с умственно отсталыми детьми.
Ржевская Светлана Ивановна Взаимосвязь логопеда специальной (коррекционной) школы VIII вида и семьи.
1 Подходы к определению понятия "умственная отсталость"
Педагогическая коррекция внимания младших школьников с нарушением интеллекта на уроках чтения Выпускная квалификационная работа Бабушкиной Натальи Александровны.
Особенности профессиональной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья.
Нарушение интеллекта – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением головного мозга. Ведущий симптом.
Система коррекционной работы с детьми, имеющими особые образовательные потребности Мануйлова Н.А. – учитель начальных классов МОУ СОШ 13.
Педагог - психолог КГКСКОУ СКШИ 8 вида 11 Васильева Антонина Юрьевна.
Термин "коррекция" в переводе с латинского языка - буквально означает «поправка», «исправление», «изменение».
Урок коррекции Понятие о развитии в специальной психологии.
Методика коррекции двигательных нарушений глухих детей младшего школьного возраста.
Особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)
Задержка психического развития – понятие, которое говорит о замедленном темпе психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание,
Презентация к уроку по физкультуре на тему: Психолого-педагогическая характеристика лиц с нарушением слуха
Выштыкалюк Татьяна Викторовна Учитель, педагог дополнительного образования ГБОУ СКШ 2 VIII вида.
Дифференциальная диагностика детей с ОНР и другими нарушениями.
Проблема определения и классификации психических явлений.
«Трудности при овладении чтением учащимися и пути их преодоления» Семинар-практикум для родителей.
Дифференциальная диагностика сходных состояний Дифференциация общего недоразвития речи от умственной отсталости и задержки психического развития.
Транксрипт:

Социально-педагогические аспекты работы с детьми с ОВЗ Яговкина Л.С., доцент кафедры психологии и здоровьесбережения

Дети с ограниченными возможностями здоровья Недоразвитие интеллекта разной степени Сложная структура дефекта - недоразвитие интеллекта плюс Тяжёлые нарушения речи Нарушения зрения Нарушения слуха Нарушения опорно-двигательного аппарата

Исследования ученых (Л. С. Выготский, А. Р. Лурия, В.И. Лубовский, М. С. Певзнер, Г. Е. Сухарева и др.) дают основания относить к умственной отсталости только те состояния, при которых отмечается стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности и личности, вызванное органическим повреждением коры головного мозга.

Умственная отсталость - это качественные изменения всей психики, всей личности в целом, явившиеся результатом перенесенных органических повреждений центральной нервной системы. Это такая аномалия развития, при которой страдают не только интеллект, но и эмоции, воля, поведение, физическое развитие и другие ВПФ. Такой диффузный характер патологического развития умственно отсталых детей вытекает из особенностей их высшей нервной деятельности

Детям с нарушением интеллекта характерны изменения в условно- рефлекторной деятельности Разбалансированность процессов возбуждения и торможения нарушения взаимодействия сигнальных систем аномальное психическое развитие

Для детей с нарушением интеллекта характерно искаженные представления об окружающем Сниженная подвижность нервных процессов сужение объема воспринимаемого материала низкая потребность в познании

Существенным препятствием в познании являются Отставание в физическом развитии; недостаточно сформированы и имеют своеобразные черты такие операции как анализ, синтез, сравнение, обобщение, абстракция, конкретизация; Ригидность мышления (плохая переключаемость с одного вида деятельности на другую); некритичность (дети не могут самостоя­тельно оценить свою работу); запоминание умственно отсталого ребенка замедленно, требуется много повторений; сужение объема внимания, малая устойчивость, трудности распределения внимания, замедленная переключаемость

У детей с нарушением интеллекта также отмечаются недостатки в развитии речевой деятельности. У умственно отсталых страдают все стороны речи : - фонетическая - лексическая - грамматическая - трудности звуко-буквенного анализа и синтеза - восприятие и понимание речи - различные виды расстройства письма - трудности овладения техникой чтения - снижена потребность в речевом общении

эмоционально-волевая сфера имеет ряд особенностей: - недоразвитие эмоций - отсутствие оттенков переживаний - неустойчивость эмоций - эмоциональные реакции неадекватны источнику (патологические эмоциональные состояния – эйфория, дисфория, апатия). - характерна слабость собственных намерений, побуждений, большая внушаемость - предпочитают в работе легкий путь, не требующий волевых усилий - затрудняется формирование правильных отношений со сверстниками и взрослыми

Все отмеченные особенности психической деятельности умственно отсталых детей носят стойкий характер, поскольку являются результатом органических поражений на разных этапах развития (пренатальный, натальный, постнатальный).

Умственная отсталость рассматривается как явление необратимое, но это не означает, что оно не поддается коррекции. При правильно организованном психолого-медико- педагогическом воздействии в условиях специальных учреждений (классов, групп) отмечается положительная динамика в развитии умственно отсталых детей. Но все же они никогда не достигнут уровня развития, характерного для нормы.