Ленинская районная территориальная избирательная комиссия г.Екатеринбурга 2013 Место и роль участковых избирательных комиссий в Российской Федерации Полномочия членов УИК с правом решающего голоса
Формирование участковых избирательных комиссий Постановления Центральной Избирательной Комиссии Российской Федерации 05 декабря 2012 года 152/ «О внесении изменений в Методические рекомендации о порядке формирования территориальных избирательных комиссий, избирательных комиссий муниципальных образований, окружных и участковых избирательных комиссий» 05 декабря 2012 года 152/ «О порядке формирования резерва составов участковых комиссий и назначения нового члена участковой комиссии из резерва составов Участковых комиссий» 05 декабря 2012 года 152/ «Об удостоверении члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса»
Формирование участковой избирательной комиссии осуществляется территориальной избирательной комиссий на основе предложений Политичес- ких партий Обществ енных объедине ний, создан- ных в любой организа ционно- правовой форме Региональ- ных отделе- ний и иных структур- ных подраз- делений политичес- ких партий Избира- тельных объеди- нений, которые не являют-ся полити- ческими партиями Соответ- ствующего представи- тельного органа муници- пального образова- ния Собраний избирате- лей по месту житель- ства, работы, службы, учебы
Количество членов УИК с правом решающего голоса устанавливается в зависимости от числа избирателей, зарегистрированных на соответствующем избирательном участке До 1001 избирателей 3-9 членов УИК От 1001 до 2001 избирателей 7-12 членов УИК Более 2000 избирателей 7-16 членов УИК
Количество кандидатур, вносимых в состав участковых избирательных комиссий от всех субъектов их выдвижения, включая политические партии и общественные объединения, не ограничивается, но при этом в состав УИК может быть назначен, только один член от каждой партии/общественного объединения.
½ членов УИК ДОЛЖНЫ быть назначены от Политическ их партий, представле нных в Государств енной Думе Политиче ских партий, представ ленных в ЗССО Избирательных объединений, представленных в Екатеринбургской ГД
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации На момент выдвижения проверке подлежат: - Гражданство РФ, наличие гражданства иностранного государства или вида на жительство -Недееспособность, ограничение дееспособности -Достижение 18-летнего возраста -Наличие статуса депутата законодательного (представительного) органа государственной власти, органа МСУ -Наличие статуса выборного должностного лица, статуса высшего должностного лица, статуса главы местной администрации -Не является ли судьей, прокурором -Факта выведения из состава комиссии по решению суда -Факта наличия неснятой и непогашенной судимости, а также факт привлечения в судебном порядке административному наказанию за нарушение законодательства о выборах (в течение 1 года)
В соответствии с положениями пункта 1 статьи 29 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации В период подготовки и проведения выборов дополнительной проверке подлежит факт отсутствия: Статуса кандидата, уполномоченного представителя и доверенного лица Статуса члена и уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума Статуса члена избирательной комиссии с правом совещательного голоса Родственных связей (супруг/супруга кандидата, близкие родственники кандидата, близкие родственники супругов кандидата Непосредственного подчинения кандидату
Членам участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса территориальная избирательная комиссия выдает удостоверения, форма которых установлена ЦИК РФ (удостоверение изготавливается с применением ГАС «Выборы») Наименование субъекта Российской Федерации УДОСТОВЕРЕНИЕ ___________________________ (фамилия) ______________________________________ (имя, отчество) ______________________________________ (должность) избирательного участка _________ ____________________________________ (населенный пункт, район) _________________________________________________________________ Председатель МП ___________________________ _______ ______ _____ (наименование территориальной избирательной комиссии) (подпись) (инициалы, фамилия) Действительно до «__ » ____ 20 __ г. _____________ (дата выдачи) Фото
граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными лица, не имеющие гражданства Российской Федерации, а также граждане Российской Федерации, имеющие гражданство иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иного государства; граждане Российской Федерации, признанные решением суда, вступившим в законную силу, недееспособными, ограниченно дееспособными граждане Российской Федерации, не достигшие возраста 18 лет депутаты законодательных (представительных) органов государственной власти, органов местного самоуправления выборные должностные лица, главы местных администраций судьи, прокуроры
лица, находящиеся в непосредственном подчинении у кандидатов лица, выведенные из состава комиссии по решению суда, а также лица, утратившие свои полномочия членов комиссий с правом решающего голоса в результате расформирования комиссии (за исключением лиц, в отношении которых судом было установлено отсутствие вины за допущенные комиссией нарушения),-в течение пяти лет со дня вступления в законную силу соответствующего решения суда лица, имеющие неснятую и непогашенную судимость лица, подвергнутые в судебном порядке административному наказанию за нарушения законодательства о выборах и референдумах,- в течение одного года со дня вступления в законную силу решения (постановления) суда о назначении административного наказания на соответствующих выборах- супруги и близкие родственники кандидатов, близкие родственники супругов кандидатов на соответствующих выборах- члены комиссий с правом совещательного голоса на соответствующих выборах- кандидаты, их уполномоченные представители и доверенные лица избирательных объединений, выдвинувших кандидатов
Освобождение от обязанностей члена УИК
В ТОМ ЧИСЛЕ НЕМЕДЛЕННО В СЛУЧАЕ: утраты членом избирательной комиссии гражданства Российской Федерации, приобретения им гражданства иностранного государства вступления в законную силу в отношении члена избирательной комиссии обвинительного приговора суда либо решения (постановления) суда о назначении административного наказания за нарушение законодательства о выборах и референдумах признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным, ограниченно дееспособным, безвестно отсутствующим или умершим смерти члена избирательной комиссии признания члена избирательной комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей избирательной комиссии систематически не выполняющим свои обязанности вступления в законную силу решения суда о расформировании избирательной комиссии
ПРИНЦИПЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ
Правовой статус, полномочия члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса Под статусом члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса понимается совокупность установленных законом прав, обязанностей и гарантий деятельности этих членов комиссии
Права членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса заблаговременно извещается о заседаниях соответствующей комиссии вправе выступать на заседании комиссии, вносить предложения по вопросам, отнесенным к компетенции соответствующей комиссии, и требовать проведения по данным вопросам голосования вправе задавать другим участникам заседания комиссии вопросы в соответствии с повесткой дня и получать на них ответы по существу вправе знакомиться с документами и материалами (в том числе со списками избирателей, с подписными листами, финансовыми отчетами кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков, бюллетенями), непосредственно связанными с выборами, включая документы и материалы, находящиеся на машиночитаемых носителях, соответствующей и нижестоящих комиссий и получать копии этих документов и материалов (за исключением бюллетеней, открепительных удостоверений, списков избирателей, подписных листов, иных документов и материалов, содержащих конфиденциальную информацию, отнесенную к таковой в порядке, установленном федеральным законом), требовать заверения указанных копий вправе удостовериться в правильности подсчета по спискам избирателей числа лиц, принявших участие в голосовании, в правильности сортировки бюллетеней по кандидатам, избирательным объединениям, избирательным блокам вправе обжаловать действия (бездействие) комиссии в соответствующую вышестоящую комиссию или в суд
Член избирательной комиссии с правом решающего голоса ОБЯЗАН присутствовать на всех заседаниях избира- тельной комиссии (за исключением случаев отсутствия по уважительной причине) принимать участие в голосовании по вопро- сам, включенным в повестку дня участвовать в работе избирательной комис- сии в соответствии с поручением, утвержденным комиссией участвовать в подготовке вопросов, вносимых на рас- смотрение избира- тельной комиссии выполнять иные поручения комиссии и ее председателя, а также заместителя председателя, секретаря, данные в пределах их полномочий обеспечивать выполнение принятых комиссией решений заблаговременно (не позднее, чем за 1 день до заседания) информировать секретаря комиссии о невозможности присутствовать на заседании комиссии по уважительной причине незамедлительно информировать территориальную избирательную комиссию о наступлении обстоятельств, несовместимых со статусом члена комиссии с правом решающего голоса, изменении места работы (службы), занимаемой дол- жности, адреса места жи- тельства, уровня образо- вания, служебных и домаш- них номеров телефонов
Член избирательной комиссии с правом решающего голоса НЕ ВПРАВЕ проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы выступать от имени соответствующей избирательной комиссии в ходе публичных мероприятий, проводимых органами государственной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями или иными общественными объединениями, а также в средствах массовой информации без поручения соответствующей избирательной комиссии представлять интересы кандидата, зарегистрированного кандидата, избирательного объединения
Гарантии и компенсации для членов участковой избирательной комиссии За членом комиссии с правом решающего голоса, освобожденным на основании представления комиссии от основной работы на период подготовки и проведения выборов, сохраняется основное место работы (должность), и ему выплачивается компенсация за период, в течение которого он был освобожден от основной работы. решение о возбуждении уголовного дела в отношении члена УИК с правом решающего голоса, привлечении его в качестве обвиняемого по уголовному делу принимаются руководителем следственного органа Следственного комитета Российской Федерации по субъекту Российской Федерации. Член УИК с правом решающего голоса не может быть подвергнут административному наказанию, налагаемому в судебном порядке, без согласия прокурора субъекта Российской Федерации. Член УИК с правом решающего голоса до окончания срока своих полномочий, не может быть уволен с работы по инициативе работодателя или без их согласия переведены на другую работу
Юридическая ответственность и правовые санкции за нарушение избирательного законодательства Юридическая ответственность по отраслям права Конституционно- правовая (по избирательному законодательству) Административная (Кодекс об административных правонарушениях РФ) Уголовная (Уголовный кодекс РФ) Юридическая ответственность по субъектному составу Ответственность избирательных комиссий Ответственность кандидатов, зарегистрированных кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков и иных участников избирательного процесса
Ответственность членов участковой избирательной комиссии Административная Статья 5.1. Нарушение права гражданина на ознакомление со списком избирателей, участников референдума Статья 5.6. Нарушение прав члена избирательной комиссии, комиссии референдума, наблюдателя, иностранного (международного) наблюдателя, доверенного лица или уполномоченного представителя кандидата, избирательного объединения, члена или уполномоченного представителя инициативной группы по проведению референдума, иной группы участников референдума либо представителя средства массовой информации Статья Проведение предвыборной агитации, агитации по вопросам референдума лицами, которым участие в ее проведении запрещено федеральным законом Статья Незаконные выдача и получение избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме Статья Нарушение установленного законом порядка подсчета голосов, определения результатов выборов, референдума, порядка составления протокола об итогах голосования с отметкой "Повторный" или "Повторный подсчет голосов" Статья Непредоставление сведений об итогах голосования или о результатах выборов Статья Сбор подписей избирателей, участников референдума в запрещенных местах, а также сбор подписей лицами, которым участие в этом запрещено федеральным законом Статья Нарушение установленного законодательством о выборах и референдумах порядка выдачи открепительного удостоверения и невыполнение требования о его изъятии. Использование заведомо поддельного открепительного удостоверения. Рассмотрение дел о перечисленных административных правонарушениях осуществляется мировыми судьями.
Ответственность членов участковой избирательной комиссии Статья 141. Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий Статья 142. Фальсификация избирательных документов, документов референдума Статья Фальсификация итогов голосования Уголовная
Одним из оснований досрочного прекращения полномочий члена избирательной комиссии с правом решающего голоса является признание члена комиссии решением суда, вступившим в законную силу, на основании заявления соответствующей комиссии систематически не выполняющим свои обязанности (пп. «д» п. 8 ст. 29 Закона об основных гарантиях). Статья 31 Закона об основных гарантиях: возможность расформирования избирательной комиссии. Комиссия может быть расформирована судом в случаях: а) нарушения комиссией избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, повлекшего за собой признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, избирательной комиссией субъекта Российской Федерации в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иным законом (в том числе на основании решения суда), недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов, референдума;законом б) неисполнения комиссией решения суда или вышестоящей комиссии, решений Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, избирательной комиссии муниципального района, принятых в соответствии с пунктом 7 статьи 75 настоящего Федерального закона;пунктом 7 статьи 75 в) невыполнения комиссией обязанности по назначению выборов, повлекшего за собой назначение выборов временной избирательной комиссией в порядке, установленном пунктом 9 статьи 10 настоящего Федерального закона. пунктом 9 статьи 10 Решение о расформировании участковой избирательной комиссии может быть принято только по первым двум основаниям. Решение принимается судом. Ответственность членов участковой избирательной комиссии По избирательному законодательству
Принцип коллегиальности в деятельности участковой избирательной комиссии УИК - коллегиальный орган Обсуждение вопросов свободное всестороннее коллективное Принятие решений, выражающих мнение всех или большинства членов комиссий путем голосования
Расформирование участковой избирательной комиссии в случае нарушения комиссией избирательных прав граждан, права граждан на участие в референдуме, повлекшего за собой признание Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, Избирательной комиссией Свердловской области недействительными итогов голосования на соответствующей территории либо результатов выборов, референдума неисполнения комиссией решения суда или вышестоящей комиссии, вынесенного в результате рассмотрения жалобы
Субъекты обращения в суд о расформировании УИК группа депутатов численностью не менее одной трети от общего числа депутатов соответствующего законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации (Законодательное Собрание Свердловской области) группа депутатов соответствующего представительного органа муниципального образования численностью не менее одной трети от общего числа депутатов этого органа (Екатеринбургская городская Дума) Центральная избирательная комиссия Российской Федерации Избирательная комиссия Свердловской области
Сроки обращения в суд Подача заявления не позднее, чем за 30 дней до дня голосования, либо после окончания избирательной кампании, но не позднее чем через три месяца со дня появления оснований для расформирования комиссии Рассмотрение заявления немедленно Принятие решения не позднее чем через 14 дней в период избирательной кампании- не позднее чем через три дня со дня подачи заявления
Спасибо за внимание