Педагогическая теория Коменского Автор Стрелкова л с
Цели исследования 1. Ознакомить с теорией Коменского как определенного этапа развития педагогической теории 2. Помочь студентам осмыслить основные идеи теории Коменского
Основания педагогической теории В произведениях Коменского нашли глубокое отражение новые идеи его времени. От народных движений того времени, в частности от «чешских братьев», Коменский воспринял демократизм, глубокие симпатии к трудящимся, отрицательное отношение к дворянству и католической церкви. Он с негодованием отмечал, что при современном несправедливом строе одни пресыщаются, а другие голодают, причем большинство обречено на тяжелый и изнурительный труд. Демократизм Коменского сказывается в его требовании единой школы, всеобщности и обязательности школы родного языка для всех детей без различия сословий, имущественного положения и пола. Ряд черт мировоззрения Коменского сложился под влиянием культуры эпохи Возрождения. От нее он воспринял гуманизм, жизнерадостность, оптимизм. В противоположность мрачному аскетизму средних веков, церковному учению о греховной природе человека Коменский учил, что человек это «совершеннейшее, прекраснейшее создание», «чудесный микрокосм». По словам Коменского, «человек, руководимый природой, может дойти до всего». Человекэто гармония в отношении как тела, так и души. Школу Коменский считал «мастерской гуманности».
Принцип природосообразности обучения В "Великой дидактике" немаловажное значение уделяется понятию природосообразного обучения. Всю задачу обучения Коменский зачастую сводит не столько к пользе конкретного человека (хотя и не избегает ее), сколько к пользе прежде всего государства
выводы Идея природосообразного воспитания как обращение к природе ребенка как части природы –есть основоположение педагогического сознания эпохи просвещения