О развитии электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ Сентябрь 2013
КОМПЛЕКСНЫЙ ПЛАН МЕЖВЕДОМСТВЕННЫХ МЕРОПРИЯТИЙ НА 2013 год Разработка и принятие нормативных актов и нормативно-методических документов федерального уровня, направленных на реализацию Федерального закона от ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в части расширения использования электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Внесение изменений, связанных с использованием электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, в федеральные государственные образовательные стандарты Разработка и утверждение лицензионных и аккредитационных требований к образовательным организациям и образовательным программам при использовании электронного обучения, дистанционных образовательных технологий Разработка государственной (федеральной) Программы развития электронного образования на гг. (декабрь 2013 года) Включение вопросов развития электронного образования в ведомственные программы развития на гг. Мониторинг уровня развития электронного обучения в образовательных организациях Разработка и реализация пилотных проектов развития электронного образования в российских университетах 2 Другие мероприятияНормативное обеспечение
Схема нормативного обеспечения электронного обучения 3 Государственные регламенты образовательной деятельности Требования к осуществлению образовательной деятельности Положение о Лицензировании Положение об аккредитации ООП ФГОС Порядок применения … электронного обучения, дистанционных образовательных технологий … ГИА Методики и регламенты Регламенты по контрольно- надзорной деятельности
Нормативные документы Реализация … образовательных программ … с применением исключительно или в частичном объеме электронного обучения, дистанционных образовательных технологий осуществляется на всех … формах получения образования и формах обучения … при проведении мероприятий приема в организации, вступительных испытаний, учебных занятий, практик, консультаций, текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся.… Целью применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий организациями является обеспечение доступности образования, повышение его качества … … организации самостоятельно определяют объем аудиторной нагрузки и соотношение объема занятий, проводимых путем непосредственного взаимодействия педагогического работника с обучающимся, и учебных занятий с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий... 4 Проект Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ
Нормативные документы На уровне ФГОС определяются ограничения на применение электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ по соответствующему направлению В случае если доступ к необходимым в соответствии с рабочими программами дисциплин (модулей) и практик изданиям не обеспечивается через электронно- библиотечные системы и (или) электронным библиотекам, библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий обязательной учебной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся. В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий каждый обучающийся, в течение всего периода обучения, должен быть обеспечен индивидуальным неограниченным доступом к электронной информационно-образовательной среде, содержащей все электронные образовательные ресурсы, перечисленные в рабочих программах дисциплин (модулей), практик, размещенные на основе прямых договорных отношений с правообладателями. 5 Макеты ФГОС
Нормативные документы наличие по реализуемым организацией в соответствии с лицензией образовательным программам с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий и соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися независимо от их места нахождения образовательных программ в полном объеме; При проведении аккредитационной экспертизы образовательных программ, реализуемых с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, при проведении аккредитационной экспертизы экспертной группе предоставляется доступ в электронную информационно- образовательную среду с целью анализа достижений обучающихся и определения возможности освоения обучающимися основных образовательных программ в полном объеме независимо от их места нахождения. 6 Государственная аккредитация Лицензирование
Показатели аккредитации 7 Дополнительные показатели в случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий – Обеспеченность электронной информационно-образовательной среды (ЭИОС) электронными образовательными ресурсами – Технические характеристики серверного оборудования обеспечивают высокий уровень доступности ЭИОС (>97% в среднем в течение года) – ЭИОС обеспечивает хранение и предоставление доступа к персональным цифровым портфолио, в которых хранятся достижения обучающихся – Порядок и формы доступа к электронным информационно-образовательным средам определены локальным нормативным актом организаций – Указаны способы и порядок получения учебно-методическую помощи обучающимся по освоению образовательных программ – Совокупные затраты, произведенные вузом с целью формирование образовательных ресурсов электронной информационно-образовательной среды, в расчете на один уникальный электронный курс, составляют не менее … – Повышение квалификации преподавателей в области электронного обучения, дистанционных образовательных технологий
Концепция развития электронного образования 8 Приоритеты развития электронного образования Повышения качества, востребованности и доступности российского образования за счет внедрения электронного обучения и сетевой формы реализации образовательных программ Интеграция российского образования в международное образовательное пространство с целью продвижения на формирующемся глобальном рынке электронного обучения Поиск и создание прорывных разработок в области электронного обучения и их распространение в российских образовательных организациях По результатам работы межведомственной рабочей группы
Открытая электронная образовательная среда Единая образовательная среда Стандарты и рекомендации, обеспечивающие единство среды разных организаций Единые образовательные портфолио обучающихся для всех уровней образования Открытые площадки электронного обучения с каталогами электронных курсов, предлагаемых разными образовательными организациями Контроль качества электронных курсов, аккредитация программ, реализуемых с применением электронного обучения Сеть территориальных центров доступа к услугам электронного обучения Коммуникационные площадки для распространения прорывных технологий 9 Открытый доступ к русскоязычным образовательным ресурсам Доступность образования на русском языке независимо от местонахождения Индивидуальные образовательные траектории со свободным выбором курсов разных образовательных организаций Базовый набор электронных ресурсов и курсов по всем основным модулям, предметам и дисциплинам от ведущих образовательных организаций Курсы вариативной части программ и дополнительного образования от образовательных организаций и бизнеса - центров превосходства в определенных областях Курсы основных модулей предлагаемые образовательными организациями на конкурентной основе Повышение качества образования в низкоэффективных образовательных организациях