"Анализ ресурсов зарубежных образовательных порталов и формирование предложений по оценке их качества" М.И. Нежурина - проф., к.т.н., директор ЦДО МИЭМ, декан А.Ю. Афонин - к.т.н., доцент МАТИ-РГТУ им. К.Э.Циолковского 18 Июня 2003 года
Разделы универсальной методики оценки качества информационно- образовательных порталов (рекомендации) объективная информация, сбор и анализ которой, может осуществляться в автоматическом режиме: (посещаемость отдельных страниц портала, индекс популярности отдельных ресурсов и т.п.); субъективная информация, полученная в результате экспертных оценок: (удобство навигации, скорость загрузки, восприятие цветовой гаммы портала и т.п.); объективная информация, характеризующая содержательную составляющую портала и возможности работы с ней.
Условия составления выборки порталов для проведения анализа географические аспекты (наличие ресурсов из разных географических территорий); наличие ресурсов государственных, коммерческих и общественных (некоммерческих) организаций; наличие среди исследуемых ресурсов международных образовательных порталов и каталогов; наличие среди исследуемых ресурсов образовательных порталов ведущих учебных заведений (как регионального, так и федерального или государственного масштаба);
Основные критерии оценки содержания информационно- образовательных порталов 1. Краткая характеристика ресурса Название ресурса, тип ресурса (краткое описание), год создания, организации-учредители 2. Наличие системы персонификации и авторизации Возможные типы пользователей, регистрационные поля 3. Соотношение ресурсов для различных уровней образования Есть ли классификация ресурсов по уровням образования, % соотношение ресурсов по каждому уровню 4. Соотношение ресурсов по типам материалов Основные типы ресурсов, % соотношение материалов по каждому типу 5. Соотношение платных и бесплатных ресурсов, условия получения доступа к платным ресурсам 6. Наличие дополнительных сервисов Перечень сервисов, соотношение сервисов и типов пользователей 7. Методы поиска и организации запросов, рубрикация 8. Дополнительная информация
Методика проведения анализа содержания информационно- образовательных порталов 1. Общая характеристика выборки. 2. Анализ процентного соотношения ресурсов - по типам пользователей - по уровням образования - по типам представленных материалов - по технологиям предоставления материалов - по предметам/предметным областям - по наличию авторских прав на использование ресурсов 3. Анализ вероятности получения требуемых ресурсов в зависимости от конкретного запроса (схема: тип пользователя уровень образования тип ресурса конкретный запрос)
Некоторые результаты анализа (1/6) Распределение ресурсов по предметным областям (здесь и далее - в среднем по всей выборке)
Некоторые результаты анализа (2/6) Распределение ресурсов по уровням образования 32% 19% 49% среднее образование дополнительное профессиональное образование другие уровни образования
Некоторые результаты анализа (3/6) Распределение ресурсов по географическому признаку
Некоторые результаты анализа (4/6) Распределение ресурсов по типам учебных материалов
Некоторые результаты анализа (5/6) Распределение ресурсов по используемым технологиям
Некоторые результаты анализа (6/6) 83% от общего числа проанализированных ресурсов защищены авторским правом или содержат информацию об авторских правах; 92% проанализированных ресурсов являются бесплатными.
Дальнейшее направление исследования Комплекс работ по разработке методических основ системы оценки и обеспечения качества образовательных порталов. Цель: повышение качества и эффективности процессов проектирования, разработки, функционирования и сопровождения информационных образовательных порталов за счет разработки методических основ системы оценки и обеспечения качества, а также за счет гармонизации функциональных характеристик образовательных порталов в соответствии с существующими и предполагаемыми потребностями различных целевых групп пользователей.
Контактная информация Центр Дистанционного обучения МИЭМ Тел. (095)