Организационная структура банка Лекция 3.
Основные элементы эффективной организационной структуры: число и функции управленческих служб; механизм их соподчинения и координации при осуществлении планово-аналитической деятельности банка; информационное обеспечение (документооборот) и методическая база.
К ключевым вопросам деятельности коммерческого банка, выносимым на годовое собрание акционеров традиционно относятся следующие вопросы: Одобрение дополнительной эмиссии акций Внесение изменений в Устав Выдвижение и назначение членов Наблюдательного совета банка Утверждение годовой финансовой отчетности Назначение Внешнего аудитора Утверждение размера выплачиваемых дивидендов Одобрение крупных финансовых операций Назначение вознаграждения членам Наблюдательного совета банка
Основные (обязательные) блоки управления банком. 1.Наблюдательный совет. 2.Внутренний аудит. 3.Кредитная политика и надзор. 4.Финансы. 5.Работа с клиентами (корпоративными и частными). 6.Административный блок. 7.Блок автоматизации.
Наблюдательный совет (Совет директоров) Наблюдательный Совет или Совет директоров – это орган, который отвечает за разработку стратегии деятельности банка,определяет стиль работы банка и утверждает систему корпоративных ценностей, которыми должен руководствоваться он сам, руководство и персонал банка. Он устанавливает и обеспечивает функционирование четких линий ответственности и подотчетности во всей организации. (Из материалов Базельского комитета по банковскому регулированию и надзору).
Функции Наблюдательного совета 1.Утверждение годового отчета банка. Организация ежегодного собрания учредителей и пайщиков. 2.Утверждение стратегического направления деятельности. 3.Одобрение плана и бюджета. 4. Наблюдение за квартальными результатами и рекомендации Правлению. 5.Найм и увольнение членов Правления. 6.Рассмотрение вопросов о предоставлении крупных кредитов и инвестиций. 7.Назначение Аудиторского комитета для осуществления внутреннего контроля.
Основные (обязательные) блоки управления банком. 1.Наблюдательный совет. 2.Правление 3.Внутренний аудит. 4.Кредитная политика и надзор. 5.Финансы. 6.Работа с клиентами (корпоративными и частными). 7.Административный блок. 8.Блок автоматизации.
Правление является исполнительным органом, ответственным за ежедневное управление делами банка. Правление руководит и осуществляет надзор за операционной деятельностью банка по следующим основным направлениям: Кредитная политика и одобрение крупных сделок; Уровень кредитных рисков; Уровень рыночных рисков; Объем операционных рисков; Надзор за соблюдением требований законодательства и регулирующих органов; Надзор за состоянием отношений с клиентами (вкладчиками)
Институт Внутренних аудиторов определяет внутренний аудит как Деятельность по предоставлению независимых и объективных гарантий и консультаций, направленных на совершенствование хозяйственной деятельности организации; Деятельность, которая помогает организации достичь поставленных целей, используя систематизированный и последовательный подход к оценке и повышению эффективности управления рисками, контроля и системы корпоративного управления
Внутренний аудит коммерческого банка призван охранять активы банка, проверять точность и надежность отчетных данных, способствовать развитию эффективности операций, поощрять соблюдение рекомендованной управленческой политики.
Кредитный блок Кредитный блок - этот департамент создает основу всего процесса управления кредитами.
Финансовый блок В финансовом блоке традиционно сконцентрировано решение следующих задач: Стратегическое планирование Составление бюджета Экономический прогноз Управление ликвидностью Управление денежными потоками банка Управление собственными портфелями ценных бумаг банка Управление валютной позицией банка Анализ деятельности банка Управление банковскими рисками
Коммерческий блок Комплексное обслуживание клиентов (в том числе, предоставление кредитов, размещение депозитов и другие) Разработка новых продуктов и слуг
Административный блок Административный департамент занимается различными организационными вопросами. В структуру данного департамента входят Отдел кадров, Хозяйственные службы и отделы банка
Специальные комитеты банка 1.Кредитный комитет (Инвестиционно- Кредитный комитет)- ИКК 2.Комитет по управлению активами и пассивами - КУАиП.
Кредитный комитет (ИКК) ЦЕЛИ ИКК: 1.повышение уровня и улучшение качества управленческих решений в сфере кредитных операций, 2. определения стратегии в сфере кредитных операций, 3. координация в реализации кредитной политики, 4.принятие решений по принципиальным вопросам.
Функции кредитного комитета Разработка и мониторинг действующей кредитной политики; Разработка политики рейтинга кредитов; Разработка критериев для выдачи новых кредитов; Установление ограничений на ссуды в зависимости от отрасли и типа бизнеса; Регулярная оценка риска кредитного портфеля; Разработка политики возврата ненадежных ссуд; Разработка стандартов на кредитную документацию; Пересмотр состава кредитного предложения; Разработка стандартов кредитных залогов; Пересмотр политики определения стоимости кредита (процента за кредит); Разработка политики расширения или сужения кредитов.
Кредитный комитет (ИКК) ОСНОВНЫЕ ФУНКЦИИ ИКК: 1.Определяет стратегические и тактические задачи развития кредитных операций, 2.Рассматривает основные нормативно- методические документы по ведению и учету кредитных операций; 3.Принимает решения о предоставлении крупных кредитов.
Комитет по управлению активами и пассивами (КУАиП) КУАиП занимается разработкой политики банка в следующих областях: Политики управления активами и обязательствами банка; Политики в отношении инвестиционных ценных бумаг; Политики ликвидности; Политики торговли казначейскими ценными бумагами; Политики хеджирования.
Для осуществления более полного и эффективного обслуживания клиентов крупные коммерческие банки могут организовывать свои обособленные структурные подразделения. К таким структурным подразделениям банка можно отнести: Филиалы Отделения Представительства
Кредитные организации могут входить в различные банковские ассоциации и союзы Целью создания межбанковских союзов и ассоциаций является: представление интересов своих членов, координация их деятельности, развитие межрегиональных и международных связей удовлетворение научных, информационных и профессиональных интересов выработка рекомендаций по осуществлению банковской деятельности решение совместных задач кредитных организаций.[1][1] [1] ФЗ «О банках и банковской деятельности» ст.3.