Дистанционное обучение: проблемы педагогического проектирования и организации учебного процесса М.А. Татаринова, к.п.н., заведующая лабораторией ДО ИСМО РАО Научный руководитель: д.п.н., профессор Е.С. Полат
Основные цели современной системы образования Формирование функциональной грамотности Способность адаптироваться в современном обществе. Интеллектуальное и нравственное развитие личности, формирование критического и творческого мышления, умения работать с информацией. Подготовка компетентных и конкурентоспособных специалистов Обеспечение доступности и качества образования
Дистанционное обучение - Это форма получения образования (также как и очное, заочное, экстернат), представляющая собой систему обучения, которая предполагает наличие в ней единства двух этапов: этапа проектирования, т.е. разработки компонентов (целей, содержания, методов, организационных форм и средств), и этапа собственно обучения, т.е. взаимодействие учителя и учащегося в совместной познавательной деятельности и учащихся между собой. (Е.С. Полат «Концепция дистанционного обучения, )
МОДЕЛИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ Интеграция очного и дистанционного обучения Интеграция очного и дистанционного обучения Сетевое обучение Автономные курсы Информационно- образовательная среда Дистанционное обучение и кейс-технологии Дистанционное обучение на базе видеоконференций, интерактивного видео Дистанционное обучение на базе видеоконференций, интерактивного видео
Концепция обучения Проектирование учебного процесса Выбор модели. Выбор оболочки Отбор и структурирование содержания. Отбор медиа компонентов Формы и виды контроля Формы и виды взаимодействия. Дополнительный материал Администрирование Организация и проведение учебного процесса Деятельность преподавателя Деятельность студента Организация разных видов взаимодействия Педагогические технологии, виды деятельности Контроль Методические рекомендации
Педагогические технологии дистанционного обучения Базовая лекция Обучение в сотрудничестве (в малых группах) Метод проектов Ролевые и деловые игры Ситуационной анализ Дискуссии, «мозговая атака» Дифференциация обучения (на основе гипертекстовых технологий). Исследовательские, поисковые методы Портфель ученика
Система обучения Проектирование учебного процесса Организация учебного процесса
Специфика ДО Интерактивность – т.е. систематическое взаимодействие преподавателя и студента и студентов между собой. Самостоятельность, руководство преподавателя. Совместные виды деятельности в малых группах сотрудничества Систематические обсуждения всей группой проблем, в форуме, чате, видеоконференции Использование метода проектов, проблемных ролевых и деловых игр, кейс-метода Формы и виды контроля
Современные проблемы ДО Нормативно-правовые Педагогические Технические Психо-физиологические Эргономические Социальные
Эффективность дистанционного обучения Педагогическая основа Основные тенденции мирового и российского образования. Концепция. Адекватный выбор модели ДО, отбор и структурирование содержания в соответствии со спецификой ИКТ в ней используемых. Адекватность используемых педагогических технологий концепции и модели ДО. Преподаватель ДО Учет психологии взаимодействия обучаемых в сетях
Российское образование (2008) Экспертный совет по электронному обучению и ИТ в образовании при комитете по образованию Государственной Думе РФ Совет по ДОТ (Министерство образования, ФИРО)
Литература Теория и практика дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина, М.В. Моисеева; Под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», Педагогические технологии дистанционного обучения: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений / Е.С. Полат, М.В. Моисеева, А.Е. Петров; под ред. Е.С. Полат. - М.: Издательский центр «Академия», Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учебн. заведений М.Ю. Бухаркина. - М.: / Е.С. Полат, Издательский центр «Академия», 2007.
Спасибо за внимание!