Фонтаны, Лабиринт и Грот Летнего сада Особую роскошь и живость придавали саду фонтаны. Особую роскошь и живость придавали саду фонтаны. В 1725 году фонтанов в саду было 20, а к 1736 году – свыше 50. Украшавшие Летний сад фонтаны, как и многое другое, явились новшеством, и Петр много внимания уделял их строительству, особенно первое время. Без них он не мыслил настоящего сада, способного соперничать по красоте своей со знаменитыми парками Версаля.
Фонтаны Летнего сада были первыми в России. В их отделке применялся цветной мрамор, пудожский камень, дерево. Водоёмы фонтанов украшали раковинами и резным деревом, мраморными и свинцовыми позолоченными статуями, вазами, маскаронами. В саду звучала музыка органа, приводившегося в действие водой. Фонтаны Летнего сада были первыми в России. В их отделке применялся цветной мрамор, пудожский камень, дерево. Водоёмы фонтанов украшали раковинами и резным деревом, мраморными и свинцовыми позолоченными статуями, вазами, маскаронами. В саду звучала музыка органа, приводившегося в действие водой.
Один из фонтанов «Лакоста» был назван в честь шута, служившего вначале при Петре Великом, а позднее – при Анне Иоанновне. Один из фонтанов «Лакоста» был назван в честь шута, служившего вначале при Петре Великом, а позднее – при Анне Иоанновне.
В 1777 году в Петербурге разразилось одно из сильнейших за всю его историю наводнений: Нева поднялась до отметки 310 см., вода стояла вровень с окнами дворца Петра I, а вся территория Летнего сада была затоплена, примерно, на метр. Наводнение сопровождалось ураганным ветром. В 1777 году в Петербурге разразилось одно из сильнейших за всю его историю наводнений: Нева поднялась до отметки 310 см., вода стояла вровень с окнами дворца Петра I, а вся территория Летнего сада была затоплена, примерно, на метр. Наводнение сопровождалось ураганным ветром. В результате бури, свирепствовавшей около двух суток, в значительной степени были уничтожены зеленые насаждения, садово-парковые сооружения и серьезно повреждена водопроводная фонтанная система. «В сем году, сад почти совсем опустошен был ужасною бурею и великим наводнением, – сообщает академик Я. Штелин, – высокие и густые деревья с корнем вырваны и одно на другое повержены». Екатерина не стала восстанавливать фонтаны, т. к. нуждалась в средствах на строительство Эрмитажа. Кроме того, как сама императрица признавалась в одном из писем Вольтеру, она «ненавидела фонтаны, которые заставляют воду течь против определенного ей природой естественного течения».
Раскопки фонтана «Лакоста»(фото В. А. Коренцвита, 1975 год)
Одно из самых известных упоминаний о лабиринте связано с древнегреческим мифом о Минотавре и Тесее, который победил чудовище и нашел выход из мрачного подземелья на острове Крит, благодаря любви прекрасной Ариадны. Одно из самых известных упоминаний о лабиринте связано с древнегреческим мифом о Минотавре и Тесее, который победил чудовище и нашел выход из мрачного подземелья на острове Крит, благодаря любви прекрасной Ариадны. Тема садовых лабиринтов также имеет давнюю историю. В русских парках лабиринты получили широкое распространение в XVIII-XIX вв. Лабиринт
А. Бенуа - Летний сад При Петре I в Летнем саду были устроены лабиринты со скульптурами на темы басен Эзопа. На отведенной территории устраивали запутанную планировку дорожек, которые обсаживались шпалерами. Площадки, образованные аллеями, украшались скульптурой и фонтанами. Выбраться из лабиринта было не так-то легко. Проектирование лабиринта было поручено Леблону в 1719 году, но в этом году он умер, и задание передали Земцову. Лабиринт погиб также во время наводнения 1777 года.
Грот Летнего сада В 1714 году в Летнем саду началось строительство Грота. В 1714 году в Летнем саду началось строительство Грота. Этот удивительный садовый павильон восхищал каждого, кто его видел. Распоряжение о проектировании Грота Пётр даёт спустя десять лет после основания сада, когда в ''огороде'' работал Андреас Шлютер. Но А. Шлютер неожиданно умер. Вряд ли при нём успели заложить даже фундаменты Грота. Но известно, то проект он успел разработать. Место для него было выбрано у Фонтанки, не далеко от Красного, второго сада. На этом месте теперь стоит Кофейный домик, или Павильон Росси.
Строительство Грота затянулись на многие годы. Отделка интерьеров была закончена уже после кончины Петра. Строительство Грота затянулись на многие годы. Отделка интерьеров была закончена уже после кончины Петра. Со смертью Шлютера строительством руководили выдающиеся архитекторы петровского Петербурга Ж.-Б. Леблон, Матарнови, Микетти. С 1723 года достраивал и декорировал интерьеры Грота М. Г. Земцов. М. Г. Земцов – Грот в разрезе
Работы велись круглый год, но продвигались медленно. В течение 1717 – 1720 годов всё ещё тянули карнизы, стены украшали раковинами, художник Георг Гзель расписывал купол, ящики под фигуры и другое. Для украшения Грота закупались и привозились из-за границы различные дорогие материалы и произведения искусства: разноцветный мрамор, раковины, мраморные ниши, маскароны, скульптуры, орган. Работы велись круглый год, но продвигались медленно. В течение 1717 – 1720 годов всё ещё тянули карнизы, стены украшали раковинами, художник Георг Гзель расписывал купол, ящики под фигуры и другое. Для украшения Грота закупались и привозились из-за границы различные дорогие материалы и произведения искусства: разноцветный мрамор, раковины, мраморные ниши, маскароны, скульптуры, орган. М. Махаев – Грот
Гравюра неизвестного художника – Грот в Летнем саду В одном из документов 1722 года есть сведения:''…в Летнем доме… грот внутри изукрашен весь раковинами, фигуры и фонтаны учреждены, ныне выстилается пол мраморными плитками…''. В 1725 году в основном все отделочные работы были закончены. Три зала Грота объединялись большими арочными проёмами. Над центральным - возвышался стеклянный купол.
Г. Чернецов Грот в Летнем саду В 1801 году по приказу Павла I Грот был частично разобран. После смерти Павла, Александр I приказал восстановить сооружение, однако чертежей и планов для этого не хватало и 9 апреля 1826 года было решено перестроить полуразрушенный Грот. В 1801 году по приказу Павла I Грот был частично разобран. После смерти Павла, Александр I приказал восстановить сооружение, однако чертежей и планов для этого не хватало и 9 апреля 1826 года было решено перестроить полуразрушенный Грот. Проект Л. И. Шарлеманя не был утвержден. Заказ перешел к К. И. Росси, который создал Кофейный домик, используя фундамент и стены прежнего сооружения. В 1999 году при земляных работах были найдены фрагменты Грота: кирпичи, из которых были сложены стены, кирпичи в форме лепестков детали угловых колонн, фрагменты орнамента и раковины.
Б. К. Пукинский «Санкт-Петербург вопросов и ответов» Норинт 2. Н.А. Синдаловский "Петербург. От дома к дому... От легенды к легенде..." СПб "Норинт" 1. Б. К. Пукинский «Санкт-Петербург вопросов и ответов» Норинт 2. Н.А. Синдаловский "Петербург. От дома к дому... От легенды к легенде..." СПб "Норинт"