РЕКТОРЫ ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ( К 200-ЛЕТИЮ ПГУПСа)
Николаи Леопольд Федорович ( ) - инженер путей сообщения, учёный в области механики и мостостроения, профессор, девятый директор Петербургского института инженеров путей сообщения (ИИПС ).
Николаи родился в г. Ижевск. Окончил курс в 1-й казанской гимназии (1862) и Казанский университет, физико- математическому факультет (1866). Казанский университет
По окончании Казанского университета поступил в Институт инженеров путей сообщения и закончил его в 1871 г. Первые годы работы прошли на Киево- Брестской и Моршанско-Брестской железных дорогах. Затем - работа инженером по техническим занятиям в Технико-инспекторском комитете железных дорог.
В сентябре 1876 г. по решению Конференции ИИПС Николаи приглашен репетитором параллельных классов, а в 1880 г. избран экстраординарным профессором по кафедре "Строительное искусство" по отделу "Мосты". В марте 1883 г. Л.Ф. Николаи назначен членом Временного Управления казенных железных дорог, но оставлен и на должности профессора Института.
Л. Ф. Николаи принимал участие в работах по строительству Екатеринославской железной дороги и моста через реку Днепр (совместно с Н. А. Белелюбским.) Управление Екатеринославской Железной дороги мост через Днепр
В 1901 г. был назначен директором ИИПС. По инициативе Л.Ф. Николаи Советом Института был принят новый демократический порядок - избрание ректора, проректора и секретаря Совета тайным голосованием. С этого времени на Совет Института возлагалась полная ответственность не только за приведение выборов дирекции, но и за "нормальный ход" учебных занятий.
Ученый внёс большой вклад в развитие отечественной школы мостостроения. Им опубликовано 27 актуальных научных работ, ряд классических учебных пособий по курсу мостов, которые являлись руководствами не только для студентов, но и для инженеров- проектировщиков мостовых конструкции.
Л. Ф.Николаи был членом комиссии по сооружению Троицкого моста в Петербурге. На проведенном конкурсе проект этого консольно- арочного моста удостоен первой премии.
Л.Ф. Николаи умер в Петербурге, состоя на службе. Похоронен на Новодевичьем кладбище ( участок 12). Совет Института увековечил его память, присвоив его имя чертежному залу. Учреждена медаль Николаи для инженеров.