РЕКТОРЫ ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ( К 200-ЛЕТИЮ ПГУПСа)
Белелюбский Николай Аполлонович ( )
Десятый ректор ( ) Николай Аполлонович Белелюбский родился в Харькове в семье инженера путей сообщения. По окончании Таганрогской гимназии с золотой медалью он поступил в Петербургский институт инженеров путей сообщения, который блестяще закончил в 1867 г., и был оставлен в вузе репетитором кафедры строительной механики. С 1873 профессор института.
Белелюбский слыл разносторонним ученым. С 1912 года по день смерти был президентом Общества строительных материалов. В 1885 году напечатал курс строительной механики. Выдающийся труд "Мостовые этюды" написан в дни отдыха близ Севастополя. Он оставил людям более 50 печатных трудов.
Большая заслуга принадлежит Белелюбскому в изучении механических свойств железобетона ( ). Под его руководством были разработаны ( ) нормы и технические условия для железобетонных работ. Опубликованный Белелюбским «Курс строительной механики» (1885) был первым полным курсом на русском языке по этой дисциплине.
За полувековую деятельность Н. А. Белелюбского лично им или при его ближайшем руководстве было спроектировано более ста железнодорожных и шоссейных мостов и тоннелей. Наиболее известные среди них Сызранский (в то время самый длинный в Европе) и Свияжский мосты через Волгу.
Сызранский (Александровский) мост Свияжский мост Мост через реку Ингулец
Н. А. Белелюбский ввел много важных изменений в мостостроение, ряд из которых получил признание в мировой практике. В 1888 г. он разработал так называемый русский тип прикрепления поперечных балок. Впервые в мире он предложил мостовые фермы с двумя перекрещивающимися системами раскосов и с одной стойкой посредине пролета (1888) и фермы с решеткой из равнобедренных треугольников (1890). Ему же принадлежит новый принцип определения отверстия мостов, то есть свободной длины моста между опорами, необходимой для безопасного пропуска воды под мостом
В конце 1905 года Н. А. Белелюбский тайным голосованием членов Совета (первые свободные выборы) был избран директором Института инженеров путей сообщения. Однако Кабинет министров не утвердил его в избранной должности по причине подписания им письменного протеста против действий полиции в отношении студенческой демонстрации в Петербурге в 1905 году. В связи с этим Белелюбский лишь несколько месяцев пробыл ректором Института, и в 1906 году вынужден был "отказаться" от этого поста.
Человек высокой культуры и внутреннего содержания, с мягким характером, отличался скромностью и материальным бескорыстием. Богатства не нажил, если не считать уникальной библиотеки, которую собирал всю жизнь. Умер Н. А. Белелюбский в Петербурге и похоронен на Новодевичьем кладбище.