РЕКТОРЫ ПЕТЕРБУРГСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО УНИВЕРСИТЕТА ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ ( К 200-ЛЕТИЮ ПГУПСа)
Михаил Михайлович Панфилов двадцатый ректор ЛИИЖТа ( )
М. М. Панфилов родился в Мордовии в городе Темников в семье служащего.
В 1924 г. он поступил и в 1929 г. закончил электротехнический факультет МВТУ имени Баумана, все годы совмещая учебу с работой. После окончания вуза был оставлен в аспирантуре. С сентября 1928 г. занимал должность замдекана электротехнического факультета МВТУ.
В августе 1935 г. по личной просьбе М. М. Панфилов был направлен в Ленинград заместителем начальника ЛИИЖТа, в сентябре 1936 г. назначен начальником Института.
Под его руководством М. М. Панфилова создаются новые кабинеты и лаборатории, среди которых электротяговая, электрических машин, токов высоких напряжений, электросварки, автоматических тормозов подвижного состава, проводной связи, сигнализации, централизации и блокировки, радиотехники и др. Электротяговая лаборатория Лаборатория электрических машин Лаборатория по автотормозам
Значительно расширилась Механическая лаборатория им. профессора Н. А. Белелюбского. Цементное отделение пополнилось аппаратурой для испытаний бетона.
В эти годы в Институте были созданы новые научные школы: по строительству железных дорог; по взаимодействию пути и подвижного состава; по электрификации железных дорог; по строительной механике; по строительству тоннелей. Получила дальнейшее развитие научная школа профессора Г. П. Передерия по мостостроению. В 1937 г. факультет связи и СЦБ выделился в самостоятельный Ленинградский электротехнический институт инженеров сигнализации и связи, позже, в 1950 г., названный ЛЭТИИЖТ (в 1954 г. ЛЭТИИЖТ вновь вошел в состав ЛИИЖТа и стал его электротехническим факультетом).
С начала Великой Отечественной войны жизнь Института изменилась. В июле 1941 г. был организован учебный 10-й истребительный батальон, вошедший затем в состав 20-й стрелковой дивизии, организован и переправлен через линию фронта партизанский отряд из студентов ЛИИЖТа. В сентябре начали действовать команды МПВО, укомплектованные из преподавателей, студентов, рабочих и служащих.
В первые же месяцы войны в Институте была организована Оборонная комиссия под председательством М. М. Панфилова, в которую вошли крупнейшие ученые Института
В феврале 1942 г. Институт был эвакуирован в Новосибирск. С эшелоном выехало 7 преподавателей и сотрудников и 386 студентов. В апреле 1942 г. после вывоза коллектива в Новосибирск, М. М. Панфилов приказом Наркома путей сообщения был освобожден от должности начальника Института и назначен начальником Управления учебных заведении НКПС.
С 1945 по 1963 г. он работал начальником Ростовского института инженеров железнодорожного транспорта. Умер М. М. Панфилов в 1963 г., похоронен в Ростове