ПРЕДПРОФИЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА И ПРОФИЛЬНОЕ ОБУЧЕНИЕ МОУ ГИМНАЗИЯ 8 8 г. Волгограда
Предпрофильная подготовка Организация учебно-воспитательного процесса в 9 классе основной школы с целью создания образовательного пространства, способствующего самоопределению учащегося, через организацию курсов по выбору, информационную работу и профильную ориентацию.
Основная цель предпрофильной подготовки Комплексная работа с учащимися по обоснованному выбору дальнейшего пути обучения на основе получения информации о возможных путях продолжения образования в территориально доступных образовательных учреждениях, соответствующих их интересу и выбираемому профилю
Задачи предпрофильной подготовки: Предварительное проектирование профильного обучения. Организация курсов по выбору и различных форм внешкольной предпрофильной ориентации. Создание информационной службы для оптимизации проектируемой сети профильного обучения. Формирование экзаменационных комиссий и проведение экзаменов за основную школу в новой форме. Разработка интегральной накопительной оценки выпускника основной школы – «портфолио». Отработка различных вариантов формирования контингентов учащихся для профильных и непрофильных старших классов. Поиск путей взаимодействия образовательных учреждений в рамках сетевой формы: «школа-школа», «школа-техникум», «школа-вуз».
Структура учебного плана предпрофильной подготовки курсы по выбору – 70 ч.; информационная работа – 15 ч.; Профконсультирование и профориентационная работа – 15 ч.
Курсы по выбору: предметно-ориентированные (пробные); межпредметные (ориентационные) курсы
Предметно-ориентированные (пробные): помогают выпускнику основной школы сделать осознанный и успешный выбор профиля углубляют и расширяют отдельные темы базовых общеобразовательных программ реализуют интерес ученика к выбранному предмету уточняют готовность и способность осваивать предмет на повышенном уровне создают условия для подготовки к экзаменам по выбору, то есть наиболее вероятным предметам будущего профилирования.
Межпредметные (ориентационные) курсы предполагают выход за рамки традиционных учебных предметов знакомят школьников с комплексными проблемами и задачами, требующими синтеза знаний по ряду предметов, и способами их разработки в различных профессиональных сферах создают базу для ориентации учеников в мире современных профессий знакомят на практике со спецификой типичных видов деятельности, соответствующих наиболее распространенным профессиям поддерживают мотивацию ученика к тому или иному профилю
Тематика курсов по выбору для учащихся 9-х классов п/п Название курсовК-во часов 1.Основы исследовательской деятельности12 2.Родословная: прошлое, настоящее, будущее12 3.Семейная экономика12 4.Головоломки философии12 5.История русского этноса12 6.История древней и средней Руси12 7.Этикет12 8.Закон и человек8 9.Я – архитектор. Моделирование пространства. Макет Проба кисти и пера17
Тематика курсов по выбору для учащихся 9-х классов 11.Крылатые выражения12 12.Графики функций с модулями11 13.Поиск решения14 14.Геометрические построения12 15.Основные приёмы росписи по ткани
Аттестация выпускников основной школы Выпускники 9-х классов сдают не менее четырех экзаменов: Обязательные экзамены (письменные) - русский язык и алгебра Экзамены по выбору - из числа предметов, изучавшихся в 9 классе.
Профильное обучение Средство дифференциации и индивидуализации обучения, когда за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитываются интересы, склонности и способности учащихся, создаются условия для образования старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования. При этом существенно расширяются возможности выстраивания учеником индивидуальной образовательной траектории.
Задачи профильного обучения обеспечение углубленного изучения отдельных учебных предметов; создание условий для дифференциации содержания обучения старшеклассников и построения индивидуальных образовательных маршрутов и программ; установление равного доступа к полноценному образованию разным категориям обучающихся; расширение возможности социализации школьников; обеспечение преемственности между общим и профессиональным образованием; подготовка выпускников школы к освоению программ высшего профессионального образования.
Модернизация содержания образования Базовый уровень (федеральный образовательный стандарт ) Повышенный уровень (расширение и углубление знаний по предметам профиля)
Базовый уровень Обязательные общеобразовательные курсы: – «русский язык» – «литература» – «иностранный язык» – «математика» – «история» – «физическая культура» Интегрированные курсы: – «обществознание» – физико-математический, естественнонаучный и технологический профили – «естествознание» – гуманитарный, филологический и социально-экономический профили
Повышенный уровень Профильные общеобразовательные курсы естественнонаучный профиль: «Физика», «Химия», «Биология» филологический профиль:«Литература», «Русский язык», «Иностранный язык» социально-экономический профиль: «Обществоведение», «Право», «Экономика» Элективные курсы формируются согласно компоненту образовательного учреждения и выполняют три основных функции: «надстройка» профильного курса для его углубления; дополнительная подготовка для сдачи ЕГЭ по выбранному предмету на профильном уровне; способствует удовлетворению познавательных интересов в различных областях деятельности человека.
Аттестация выпускников основной школы Выпускники 9-х классов сдают не менее четырех экзаменов: Обязательные экзамены (письменные) - русский язык и алгебра Экзамены по выбору - из числа предметов, изучавшихся в 9 классе.
Набор предлагаемых экзаменов по выбору Гуманитарный: литература, иностранный язык, история, МХК. Инженерно-архитектурный: геометрия, физика, черчение, ИЗО Художественно-эстетический: литература, технология, иностранный язык, искусство, ИЗО.
Портфолио Пакет учебных и внеучебных достижений учащихся, который позволяет объективно оценить уровень их готовности к продолжению образования по тому или иному профилю. При комплектовании 10-х профильных классов наряду с аттестацией целесообразно учитывать дополнительные индивидуальные показатели образовательных достижений учащихся
Структура портфолио девятиклассника 1. Средний балл аттестата о неполном среднем образовании и итогов государственного экзамена за 9-й класс, участие в олимпиадах, научно-практических конференциях. 2. Рейтинг творческой активности в конкурсах, конференциях, спортивных соревнованиях, акциях, результаты персональной деятельности в различных научных областях. 3. Рекомендация классного руководителя и психолога, заявление родителей.
Гуманитарный профиль с лингвистической направленностью общеобразовательные предметы
Социально-гуманитарный профиль Профильные предметы
Информационно-технологический профиль базовые предметы
Информационно-технологический профиль профильные предметы
Социально-гуманитарный и информационно-технологический профиль Элективные курсы Курсы, предлагаемые школой, учебные практики, проекты, исследовательская деятельность 9 Региональный компонент По усмотрению региона 4