Развитие системы государственно- общественного управления образовательным учреждением как условие достижения нового качества образования Проект Лебедченко Юрия Григорьевича, директора МОУ СОШ 1 г. Волгограда
Все изменения, предполагаемые концепцией, должны, в конечном итоге, проявиться на уровне образовательного учреждения. И только тогда можно считать, что концепция реализована. Базовое звено образования – общеобразовательная школа Из «Концепции модернизации российского образования до 2010 г.»
Актуальность темы Диагностический инструментарий Теоретические предпосылки работы Этапы эксперимента Ресурсное обеспечение опытно-экспериментальной работы Ожидаемые результаты
Де-юре: Управление образованием в России имеет «демократический, государственно-общественный характер» (закон РФ «Об образовании»). Де-факто: Участие общественности в образовательной деятельности сводится к финансированию дополнительных платных образовательных услуг; к привлечению спонсорских средств; к контролю над их распределением.
управленческих полномочий общественных институтов управления образованием: кадровые вопросы; содержание образования; проблемы бюджетного финансирования; образовательная политика в целом.
Родительский комитет Попечительский совет Управляющий совет
Вертикаль управления нарушена Жить самостоятельно и автономно пока не научились Школа
Самостоятельность школы - самостоятельность административного аппарата Комитет по образованию ориентирован на политику образовательного ведомства Право на участие в управлении родителей и учащихся ограничено
форма реального участия в управлении участников образовательного процесса и общественности территории, а также согласование интересов государства (включая ведомство) и общества. Родители Учителя Ученики Администрация школы Представители учредителя Общественность (депутаты, выпускники, спонсоры и т.д.)
процесса модернизации – переход к новому качеству образования: активизируется тенденция развития общественных форм управления системы образования на различных уровнях; усиливается конкуренция среди образовательных учреждений; разрабатываются управленческие технологии по отношению к такому объекту как качество образования; достигается доступность качественного образования при эффективном распределении ресурсов; формируются у выпускников ключевые компетентности, создающие основу для их успешного вхождения в новый социум.
Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа 1 Тракторозаводского района города Волгограда – как база опытно–экспериментальной работы. Мониторинг количества учащихся: 2002г - 20 классов, 446 учащихся 2003г - 17 классов, 373 учащихся 2004г - 15 классов, 331 учащихся 2005г - 14 классов, 291 учащийся 2006г - 13 классов, 275 учащихся 2007г - ? классов, дети «проголосуют» ногами…
Мониторинг на всех этапах экспериментальной работы, его функции: Интегративная Диагностическая Экспертная Информационная Образовательная Экспериментальная
1. Современное состояние вопроса 2. Признаки государственно-общественного управления образованием: наличие государственной структуры управления образованием; наличие общественной структуры управления образованием, наделенной реальными полномочиями; распределение полномочий и ответственности между государственными и общественными субъектами управления образованием.
3. Принципы государственно-общественного управления: независимость и паритетность органов управления образованием; законность; комплексное использование ресурсов государства и общества субъектами ГОУО; правовая обоснованность притязаний участников образовательной деятельности на участие в государственно- общественном управлении сферой образования; открытость и гласность; свобода и самодеятельность; согласованное распределение полномочий и сфер ответственности; наделение полномочиями органов управления образованием в государственной вертикали сверху вниз, в общественной - снизу вверх; цивилизованное разрешение конфликтов и противоречий.
4. Цель государственно-общественного управления образованием Оптимальное сочетание государственных и общественных начал в управлении образованием в интересах человека, общества и государства. 5. Критерии оценки эффективности государственно- общественного управления образованием: улучшение условий функционирования образовательного процесса (финансовое обеспечение; оснащенность нормативно-правовой базой; информационное обеспечение); улучшение состояния образовательного процесса (реализация прав участников образовательного процесса на управление образовательным учреждением; гармонизация взаимоотношений; качество учебного процесса; качество внеурочной и внешкольной воспитательной работы); улучшение результатов образовательного процесса (уровня знаний, умений и навыков учащихся; уровня гражданского воспитания учащихся; готовности учащихся к началу трудовой деятельности и продолжению профессионального образования).
Подготовительный 2006/07 учебный год Обобщающий 2007/10 учебный год Практический 2010/11 учебный год
Виды ресурсов: Нормативно-правовые ресурсы. Мотивационные ресурсы. Финансовые ресурсы. Материально-технологические ресурсы. Научно-методические ресурсы. Кадровые ресурсы. Организационные ресурсы.
система научно-методической поддержки, отвечающая новым задачам образования, потребностям региональной, муниципальной и институциональной образовательной системы; подготовленные к активному участию и взаимодействию общественные формирования; сформированная, активно и согласованно взаимодействующая группа участников и партнеров эксперимента; сформированная нормативно-правовая база государственно-общественного образовательного взаимодействия; качественно обновленные принципы и методы управления муниципальными образовательными учреждениями; разработанный многовариантный набор обновленных моделей управления образовательными учреждениями; банк диагностических материалов; инициативное ядро из руководителей ОУ и специалистов муниципальных органов управления образованием, образовательных учреждений; широкое распространение среди общественности идеи государственно-общественных отношений в сфере образования; развитие ученического самоуправления и общественных объединений школьников, как одного из важных средств государственно-общественного управления образованием и как следствие - нового качество образования.