Санкт-Петербург город являющийся памятником архитектуры.
Действительно, Санкт-Петербург это не только музей под открытым небом, но и просто воплощение последних трехсот лет российской истории. Разумеется, что со временем он постепенно преобразовывался. Мы постараемся ответить на главный вопрос.
Являются ли архитектурные сооружения северной столицы нашей родины представителями одного архитектурного стиля или нет?
Чтобы найти ответ на этот вопрос необходимо перенестись в прошлое. Первый булыжник Санкт-Петербурга в его основание лег в 1703 году. Строительство города началось с Заячьего острова, на котором начали возводить Петропавловскую крепость. Это был город, выросший внезапно «средь топи болот» и отстроенный практически полностью иностранными архитекторами.
Петропавловский собор был возведен архитектором Доменико Трезини в стиле барокко. Трехярусная колокольня Петропавловского собора высотой 122,5 метра, увенчанная золотым шпилем с фигурой летящего ангела, является высотной доминантой и символом города на Неве. В гг. Петропавловский собор был восстановлен после пожара: на колокольне были смонтированы куранты, поврежденную фигуру ангела отремонтировали.
До середины ΧVΙΙΙ века Петербург строился исключительно из соображений прагматических, об украшении города заботились мало, больших каменных зданий было немного. Но в царствование Елизаветы Петровны стали заботиться о том, чтобы украсить город величественными зданиями, достойными столицы. Именно тогда началось строительство Зимнего дворца, где сейчас расположился Эрмитаж, были построены Аничков дворец и Владимирский и Смольный соборы.
Остановимся подробнее на Зимнем дворце и Смольном соборе.
Зимний дворец (Эрмитаж) Сегодняшний (пятый) Зимний дворец построен в годах итальянским архитектором Б.Ф.Растрелли. Памятник архитектуры пышного Елизаветинского барокко. Современное здание имеет форму квадрата с внутренним двором и фасадами, обращенными к Неве, Адмиралтейству и Дворцовой площади. Парадность зданию придают пышная отделка фасадов и помещений. В юго-восточной части второго этажа находился один из памятников роккоко, наследие четвертого Зимнего дворца – Большая церковь Зимнего дворца (архитектор Б.Растрелли).
Смольный собор Смольный собор был заложен в стиле барокко архитектором Б.Растрелли. Вскоре из-за войны с Пруссией, финансирование убавилось и строительство пошло медленнее. Собор же был достроен архитектором В.Стасовым. Весь монастырь представляет собой греческий крест с центральным собором внутри и четырьмя церквями по углам. Покрашен собор в светлый, мягкий голубой цвет, купола – в серый. Архитектура собора дает необычную иллюзию его размеров. По мере приближения собор визуально уменьшается, при этом не теряя своей величественности.
Санкт-Петербург в ΧΙΧ веке ΧΙΧ век считается золотым веком русского искусства – и в том числе, архитектуры. Тогда были построены Исаакиевский и Казанский соборы, Мариинский театр, Михайловский дворец, где теперь находится Русский музей, храм Спаса на крови и многие другие памятники архитектуры. Именно в эту эпоху постепенно начал приобретать черты, сохранившиеся в его облике до сих пор – прямые улицы, строгость стиля и плотность застройки. Высокая плотность застройки, обилие темных и сырых дворов-колодцев стали типичной чертой многих кварталов Санкт-Петербурга. Особенно это касается района Сенной площади и прилегающей к ней Коломны, где происходит действие «Преступления и наказания».
Исаакиевский собор Исаакиевский собор построен в годах по проекту архитектора Огюста Монферрана. Собор построен в стиле классицизма, в котором уже проявляются направления (византийский стиль, эклектика), а также уникальное архитектурное сооружение и высотная доминанта в центральной части города. Здание украшает множество монолитных гранитных колонн разных размеров. Стены облицованы светло- серым мрамором.
Мариинский театр Здание Мариинского театра построено архитектором А.Кавосом в годах, а затем восстановлено после пожара в 1860 году. Мариинский театр представлен в стиле позднего классицизма.
Храм Воскресения Христова на Крови (Храм Спаса на крови) Храм спаса на крови был построен по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и Архимандрита Игнатия, на месте, где 1 марта 1881 года был смертельно ранен император Александр ΙΙ. Проект выполнен в русском стиле и несколько напоминает собор Василия Блаженного. Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля ΧVΙ – ΧVΙΙ веков. В декоре здания использованы различные отделочные материалы – кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.
Большой Петергофский дворец Петергоф – основное здание Петергофского дворцово- паркового ансамбля. Первоначально довольно скромный царский дворец, сооруженный в стиле Петровского барокко в годах по проекту Ж- Б.Леблона, а затем Н.Микетти был перестроен Елизаветой по модели Версаля (архитектор Б.Растрелли), - в так называемом стиле зрелого барокко. Длина обращенного к морю фасада – 268 метров.
Ленинград вместо Санкт-Петербурга В течении семидесяти лет города Санкт- Петербурга вообще не было на карте Советского Союза. Был Ленинград – родина революции, кузница партийных кадров, как его тогда называли. Но все же самая трагическая страница в истории Ленинграда – это девятисотдневная блокада, которая унесла жизни около 600 тысяч человек. Естественно, что ни о каком развитии архитектуры в то время не могло быть и речи (да и вообще искусства в целом).
Санкт-Петербург в наши дни. Сегодня Санкт-Петербургу вернули его первое название. Архитектура вновь набирает обороты. Очень распространены архитектурные сооружения в стиле модерн. Но при этом не забывают и более ранние стили при строительстве гостиниц и корпораций, чаще всего совмещая их с более современными.
Таким образом, на основании всего вышеизложенного можно сделать вывод: все архитектурные сооружения северной столицы нашей родины было бы ошибочно причислять к архитектурным сооружениям одного стиля. За трехсотлетнюю историю Санкт-Петербурга взгляды на архитектуру менялись в зависимости от времени и нравов. Хотя, возможно, говорить о преобладании какого-нибудь архитектурного стиля над другим. Как например, если на начальном этапе развития города и вплоть до начала ΧΧ века предпочтение отдавалось барокко, то сейчас широкое распространение там получил модерн.