Управление компанией в условиях финансового кризиса: международный опыт для российских компаний
Стр. 2 Какие проблемы ставит перед компаниями кризис? Трудности с доступом к заемным средствам / потеря ликвидности Падение спроса и цен на продукцию / потеря прибыльности Сложности в управлении оборотным капиталом (например, затоваривание) Снижение мотивации сотрудников Возможное осложнение отношений с поставщиками и покупателями из-за задержки в исполнении договорных обязательств (оплата или поставка) Отсутствие/недостаток средств на финансирование долгосрочных проектов
Стр. 3 Что же делать? При внедрении плана необходимо: Не отступать от выбранной стратегии развития – все антикризисные решения должны анализироваться с точки зрения реализации долгосрочной стратегии Анализировать риски, связанные с внедрением антикризисных мер (например, юридические риски, вызванные сокращением персонала или налоговые риски от «оптимизации» схемы налогообложения) Три вопроса, которые надо учесть при разработке антикризисного плана: Как Вы оцениваете текущую экономическую ситуацию и эффект, который она оказывает на компанию и отрасль в целом? Насколько длительным, по Вашим предположениям, будет экономический спад? Какие возможности, которые могут появиться в следствии развития кризиса, Вы видите для своей компании?
Стр. 4 Основные антикризисные мероприятия Программа оптимизации затрат Управление инвестиционными проектами Управление оборотным капиталом Управление движением денежных средств Продуктовая линейка / ценообразование Вопросы, связанные с персоналом Возможности слияний и поглощений (и защита от недружественных)
Стр. 5 Первый шаг - диагностика Фокус на настоящем Оборотный капитал A Управление движением денежных средств B Управление дебиторской задолженностью C Управление товарно-материальными запасами D Управление кредиторской задолженностью Оптимизация соотношения доходов и расходов EОптимизация продуктового портфеля FКонтракты с покупателями G Программа оптимизации затрат (возможна подробная разбивка) HЦепь поставок I Информационные технологии (текущие расходы) J Эффективное использование недвижимости KРасходы на персонал Защита компании от злоупотреблений LМошенничество MБезопасность Фокус на перспективе Глобализация NВыход на новые рынки OАутсорсинг Инвестиционные программы P Усовершенствование структуры портфельных инвестиций QСтроительные проекты R Инвестиционные проекты в области информационных технологий Возможности по слиянию и приобретению компаний SСделки по приобретению компаний T Интеграция компаний после их слияния UРеализация непрофильных активов Возможность совершенствования (с учетом стоимости) ВажностьВажность Высокая НизкаяНизкая
Стр. 6 Корпоративная программа снижения затрат - это комплексный подход к преобразованию структуры расходов компании Функциональный подходПродуктовый подход Корпоративная программа снижения затрат Оборотный капитал Функции и процессы фронт- офиса (Продажи, Маркетинг, НИОКР, Разработка продуктов, Производство/Обслуживание, Сбыт) Клиентские сегменты по Продуктам / Регионам / Каналам продаж Основные материалы Текущие ликвидные активы Остатки (сырье и материалы, готовая продукция, незавершенное производство) Краткосрочные обязательства Оптимизация налогообложения Функции и процессы бэк-офиса (Финансы, Бухгалтерия, Снабжение, Персонал) Проектная деятельность Расходы на закупки Технология Поддержка основной деятельности и инфраструктура Реализация программ устойчивого снижения административных и накладных расходов Снижение затрат на продукты / сегменты (регионы, каналы продаж, клиентские сегменты) с низкой рентабельностью Расходы должны быть структурированы, чтобы стать драйвером для формирования устойчивого органического роста Повышение эффективности использования активов путем снижения объема оборотного капитала Высвобождаемые активы могут быть ре- инвестированы в более высокодоходные виды деятельности
Стр. 7 Этапы проекта Разработка комплексной программы сокращения затрат в условиях финансового кризиса Выделение затрат, доступных для изменений в долгосрочной перспективе Выделение затрат, доступных для изменений в краткосрочной перспективе Анализ структуры расходов компании Анализ целей и задач компании в долгосрочной перспективе Анализ существующей программы снижения затрат
Стр. 8 Потенциальные области сокращения затрат Оптимизация стоимости привлечения ресурсов Оптимизация использования ресурсов Рост эффективности производства Корпоративные сервисные центры Сокращение затрат на персонал Оптимизация ассортимента продукции Оптимизация стратегии продаж Аутсорсинг Сокращение затрат
Стр. 9 Возможные варианты программы Действующие механизмы сокращения затрат Финансовый кризис «Срочная» программа сокращения затрат: Рассчитана на получение эффекта в краткосрочном периоде (не больше 1-2 лет) Может давать негативный эффект в долгосрочной перспективе Может быть эффективней долгосрочной программы в течение краткосрочного периода Долгосрочная программа сокращения затрат: Рассчитана не только на период финансового кризиса, но и на пост- кризисное время Не дает негативных эффектов в долгосрочной перспективе
Стр. 10 Пример оптимизации затрат: Сокращение социальных расходов Анализ планируемого (производящегося) сокращения социальных расходов 1 Инвентаризация текущего и планируемого сокращения социальных расходов в следующих категориях: Фонд оплаты труда ( в т.ч., за счет уменьшения численности персонала или сокращения заработной платы) Компенсационный/социальный пакет сотрудников Расходы на обучение, поддержание корпоративной культуры и внутренних коммуникаций Затраты на благотворительность Затраты на поддержание социальной инфраструктуры в регионах присутствия Оценка рисков сокращения социальных расходов 2 Оценка и классификация рисков по вероятности и последствиям Забастовки Иски и штрафы Падение конкурентоспособности производства Отток персонала Кампании общественных организаций Претензии и ухудшение отношений с органами федеральной, региональной и местной власти Рекомендации по минимизации рисков отмена/уменьшение (увеличение) размера сокращения того или иного вида расходов в зависимости от вероятности и последствий риска; сокращение других видов расходов, не предусмотренное компанией; внедрение контрольных процедур для минимизации риска сокращения, в т.ч.: разработка и внедрение правил и регламентов, разработка (доработка) КПЭ по тому или иному виду социальных расходов; проведение коммуникационных и организационных мероприятий, связанных с сокращением; пересмотр структуры и набора социальных программ как для персонала, так и для внешних заинтересованных сторон. Предоставление рекомендаций по минимизации рисков и пересмотру социальных программ 3
Стр. 11 Если возникнут вопросы… Иван Рютов Партнер, Консультационные услуги тел. (495)