Конференция «Коммерческая недвижимость: эффективные инвестиции и управление», г. Пермь, 7 июня 2006 года Сессия 3: «Управление объектом: профессионализм и эффективность» Татьяна Рылова, ИКГ «Логитекк» СУПЕРМАРКЕТЫ В РОССИИ: РИСКИ И ПРИБЫЛЬ
Почему супермаркеты? Рост популярности супермаркетов как поставщиков продуктов питания для ежедневного потребления Рост популярности супермаркетов как поставщиков продуктов питания для ежедневного потребления Надежные инвестиционные вложения Надежные инвестиционные вложения Стабильность розничной торговли Стабильность розничной торговли
Секреты успеха супермаркетов Правильный выбор места Правильный выбор места Правильное позиционирование Правильное позиционирование Правильное соотношение Правильное соотношение ассортимента и цены ассортимента и цены Управление логистическими затратами Управление логистическими затратами Private label Private label Налаженные бизнес-процессы Налаженные бизнес-процессы
ассортимент Ур ов ен ь це н малый ассортимент, низкие цены - / -+ / - - / ++ / + широкий ассортимент, низкие цены малый ассортимент, высокие цены широкий ассортимент, высокие цены Ассортиментная матрица
Правильный выбор места Супермаркет: Супермаркет: 10 минут ходьбы – 10 тысяч человек Дискаунтер: Дискаунтер: 15 минут ходьбы – 15 тысяч человек Гипермаркет: Гипермаркет: Вид с крыши
Ассортиментная матрица ЦЕНАЦЕНА АССОРТИМЕНТ
Логистические затраты Широкий ассортимент: 3-5% Широкий ассортимент: 3-5% Малый ассортимент: 1 ½ - 3% Малый ассортимент: 1 ½ - 3% После вычета логистических издержек – Аренда, зарплата, реклама и маркетинг, затраты на хранение, порча товара, накладные и прочие расходы + чистая прибыль владельца
Аренда торговых площадей Рост арендной платы на торговые площади в супермаркетах Рост арендной платы на торговые площади в супермаркетах Появление долгосрочных контрактов аренды Появление долгосрочных контрактов аренды
Чистая прибыль Уровень менеджмента Уровень менеджмента Уровень конкуренции Уровень конкуренции Формат продовольственного ритейла Формат продовольственного ритейла
Форматы продовольственного ритейла Гипермаркет – покупка + развлечения: Гипермаркет – покупка + развлечения: Широкий и разнообразный ассортимент + непродовольственные товары (кухонные принадлежности, товары для дома) Широкий и разнообразный ассортимент + непродовольственные товары (кухонные принадлежности, товары для дома) SKU SKU SKU SKU Супермаркет – покупка на каждый день: Супермаркет – покупка на каждый день: Широкий выбор продовольственных товаров Широкий выбор продовольственных товаров SKU SKU Дискаунтер – покупка ради цены: Дискаунтер – покупка ради цены: Малый ассортимент Малый ассортимент SKU SKU
Доставка товара в супермаркет: Западная Европа Отсутствие отдельных поставщиков Отсутствие отдельных поставщиков 95% товара доставляются из централизованного склада 95% товара доставляются из централизованного склада Иногда супермаркеты пользуются услугами стороннего логистического оператора Иногда супермаркеты пользуются услугами стороннего логистического оператора
Доставка товара в супермаркет: Россия Доставка товара поставщиком непосредственно в супермаркет Почему нет централизованных складов: - Протяженные расстояния - Неготовность поставщиков к работе через централизованный склад - Неразвитая логистика
Преимущества централизованного склада Стандартизованная упаковка Стандартизованная упаковка Снижение логистических затрат на 4-6% Снижение логистических затрат на 4-6% Увеличение прибыли Увеличение прибыли
Чего ожидать в будущем? Приток конкурентов на рынок Приток конкурентов на рынок Повышение значимости управления затратами Повышение значимости управления затратами Оптимизация прибыли Оптимизация прибыли
Что делать? Организовать свой склад или... Организовать свой склад или... Воспользоваться услугами специализированных компаний Воспользоваться услугами специализированных компаний Стандартизовать упаковку для продовольственных товаров Стандартизовать упаковку для продовольственных товаров
Прогноз По мере роста числа крупных магазинов произойдет перераспределение покупательских потоков. Доходность от торговых операций будет снижаться. Успешные сети потеряют до 20% товарооборота, более слабые игроки – до 40%. Продолжится сегментация рынка. Небольшие компании будут открывать специализированные магазины, избегая прямой конкуренции с супер- и гипермаркетами. Усилится борьба между крупными торговыми операторами за лояльность покупателей. По мере «выравнивания» цен возникнет необходимость создания дополнительных ценностей для покупателей – качества обслуживания, сервиса и услуг. Начнется война торговых концепций. Изменится культура потребления: возрастет доля непродовольственных товаров и услуг. Возрастет популярность дискаунтеров