О применении интерактивных методов обучения в образовательном процессе студентов ИФК ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНСТИТУТ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ Зам. директора по учебной работе Колунин Евгений Тимофеевич,
2 Интерактивные методы обучения – методы организации учебных занятий, основанные на построении субъект-субъектных отношений и межличностном взаимодействии всех участников образовательного процесса в ходе работы над общей учебной темой.
При использовании интерактивных методов обучения, преподаватели института ориентированы на то, чтобы: создать комфортные условия обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения; сформировать у студентов, необходимые для успешной профессиональной деятельности общекультурные и профессиональные компетенции; развивать у обучающихся аналитическое и креативное мышление, а также коммуникативные навыки. 3
4 Интерактивные методы обучения, используемые преподавателями института Метод кейсов (case-study); Круглый стол; Деловые игры; Метод проектов; Мозговой штурм.
5 Метод кейсов (case-study) Реализация данного метода подразумевает под собой проигрывание и проработку (анализ и осмысление) конкретных ситуаций, которые могут возникать при организации и проведении занятий физической культурой и спортом, соревнований и других форм организации с занимающимися разного возраста.
6 1. Подготовка занятия. разработка конкретного набора ситуаций; определение времени для решения анализа ситуации; определение инструментов, которые требуются для решения конкретной ситуации - методических материалов (перечень способов разрешения ситуаций; перечень причин возникновения и др.); можно указать несколько возможных вариантов решений проблемы с необходимостью обоснования оптимального варианта.
7 2. Действия преподавателя в ходе работы: преподаватель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации. в определенных условиях преподаватель будет сам давать ответ. преподаватель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой. преподаватель может занимать "активную" или "пассивную" роль. иногда он "дирижирует" разбором, а иногда ограничивается подведением итогов дискуссии. Увидев интересную линию доказательств, он может ее поддержать или даже настоять на том, чтобы она стала приоритетной, выведя из поля обсуждения другие.
8 Круглый стол это всестороннее обсуждение спорного вопроса в публичном собрании, в частной беседе, споре. Примеры тем: «Формирование у учащихся потребности в систематических самостоятельных занятиях ФК», «Формирование волевых качеств у занимающихся, в процессе занятий физической культурой и спортом» «Развитие физических качеств у спортсменов различного уровня и квалификации»
«Конфликтология и командообразование в физкультурно-спортивной деятельности» Тема: «Процесс создания команды» (методика «вопрос – ответ» – это разновидность простого собеседования, отличие состоит в том, что применяется определённая форма постановки вопросов для собеседования с участниками дискуссии-диалога); Тема: «Функции конфликта» (методика «эстафеты» - каждый заканчивающий выступление участник может передать слово тому, кому считает нужным); Тема: «Управление конфликтом» (методика «клиники»: каждый из участников разрабатывает свой вариант решения, предварительно представив на открытое обсуждение свой «диагноз» поставленной проблемной ситуации, затем это решение оценивается как руководителем, так и специально выделенной для этой цели группой экспертов по балльной шкале либо по заранее принятой системе «принимается – не принимается»). 9
10 Деловые или ролевые игры - это имитационно-игровое моделирование. В ней совмещены: имитационная модель структуры учреждений и организаций сферы физической культуры и спорта и игровая модель профессиональной деятельности.
11 Метод проектов – совокупность приемов, действий учащихся в их определенной последовательности для достижения поставленной задачи – решения определенной проблемы, значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.
12 Мозговой штурм – метод коллективного «генерирования идей». Метод коллективного «генерирования идей» (синектика) традиционно используется при формулировании рабочих гипотез исследования.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ! 13