Йога-Сутры Патанджали Глава 1. О Самадхи
ЧиттаВриттиНиродха (ЧВН) - это запуск специальной программы- намерения, выключающей все остальные активные программы сознания
При этом возникает созерцание вритти - непосредственных ощущений, логических цепочек, привычных постулатов, фантазий, фрагментов памяти
Возможна сонливость! (тамас, нидра) ваше сознание то гаснет, то вновь проясняется… подобно пунктиру
Регулярная практика ЧВН (абхьяса) дает навык произвольного устранения вритти (активных программ сознания) и создает прочное основание (переживание Пракрити: «земля мой свидетель»)
Отстраненность в практике ЧВН (вайрагья): получается, не получается, как получается – это всё равно… тогда созерцание становится более тонким и легким… и дает в итоге переживание Пуруши («парящего») или представление о нем
Два полюса: прочное основание (Пракрити) регулярной практики и магнит Пуруши задают направление развития сквозь многочисленные и необходимые по жизни Вритти
Жизнь наполняется смыслом (сампраджнята): точным восприятием (витарка), необходимым размышлением (вичара), беспричинной радостью (ананда), утонченным чувством Я (асмита-арупа)
С практикой всплывают и растворяются самскары - переживания, которые не смогли усвоиться и являются помехой для развития
Сущность Бытия (как Колеса повторений) очевидна видехам (свободным от уз материи) и пракрити-лайянам (слившимся с материей)
Остальным предстоит бороться за такое понимание через обретение в практике ЧВН: веры, силы, опыта, знания
А также уповая на Ишвару внепричинный фактор, «божественное провидение», дополнительный ресурс удачи – что еще более утончает сознание, делая его более внутренним, неопределенным, неуловимым для уз причинных механизмов материи
Практика ЧВН может «не идти» по разным причинам: болезнь, лень, неуверенность, небрежность, пассивность, несдержанность, предрассудки, поверхностность, непостоянство
Тогда нужно пробовать более простые и более конкретные методы разборок с собой: например, быть более дружелюбным ко всему, последить за дыханием, за тонкими ощущениями в теле, визуализировать свет, наладить сон (и распорядок дня), избавиться от ненужных запретов
В итоге контроль над собой восстанавливается и утончается что дает возможность начать (возобновить) практику ЧВН
ЧВН со временем расширяется в самапатти когда сознание уже не поглощается объектами без остатка (не отождествляется с ними), а пребывает с ними, объемля их – без привязанности (вайрагья)
В самапатти сознание сквозь любые объекты проходит до самого главного объекта - САМОГО СЕБЯ
Это сабиджа самадхи - встреча ума с самим собой в рамках материи-Пракрити
самапатти создает Атмана – световой «воздушный шар» свободного внимания или «дорогу» к Пуруше – окну в другой неизвестный нам мир
Атман приводит к нирбиджа самадхи, навсегда уводящему (через Пурушу) сознание из нашего мира - когда все отведенные судьбой объекты исчерпаны и испытаны, обогатив собой внимание и сознание
Подготовил А.Смит ака © Михаил Свечников, 2011