Создание безбарьерной среды Дети с двигательными нарушениями
Особенности психофизического развития Могут быть ограничены поля зрения, снижена острота зрения, астигматизм Общая моторика: Нарушение общей моторики, влияет на темп не только психической, но и физической деятельности. Нарушение моторики и зрительно-моторной координации. Значительные трудности формирования графических навыков Речь: Нарушение внятности, разборчивости речи, темпа, просодики; нарушение звукопроизношения. Пространственные представления: Нарушение пространственного восприятия Трудности переноса информации с вертикальной на горизонтальную поверхность (с доски – в тетрадь, учебник). Связано с особенностями зрительно-пространственного восприятия. Нарушение пространственного анализа и синтеза. Не видит (не выделяет) элементы букв и их взаимное расположение. «Зеркалит» Мышление Часто уровень развития логического (абстрактного) мышления выше, чем уровень наглядных форм мышления. Низкий уровень сформированности практических навыков Характеристики деятельности Истощаемость, низкий темп деятельности
Образовательные задачи – развивать умение ориентироваться в пространстве; формирование графических навыков Предметные ресурсы: Лифт, пандусы, дверные проемы, поручни, перила в соответствии с ростом; Мягкие формы для оборудования игровых зон; При необходимости – вертикализатор. Ноутбук со специальной клавиатурой (крупные клавиши разного цвета, функция задержки перед началом повтора); Специальные компьютерные программы; Насадки на карандаши и ручки; Закладки в книгах, зажимы, пройденные страницы заправлены в обложку; «Мягкие» карандаши, при обучении письму – только карандаши.
Пространственные ресурсы Обеспечение свободного передвижения по классу: расстояние между партами, поручни; Место отдыха для ребенка – колясочника: на перемене бывает необходимо полежать на горизонтальной поверхности: кушетке, коврике; для детей, пользующихся памперсами нужна гигиеническая комната. Организация рабочего места: наклонная поверхность с фиксаторами-зажимами для тетради и учебника; жестко закрепленная на рабочей поверхности коробка или пенал с учебными принадлежностями, необходимыми именно на данном уроке. - Предметы должны быть легко доступны, лежать в один ряд; для детей с гиперкинезами фиксировать нерабочую руку на специальной рабочей поверхности, использовать утяжелители. при необходимости – маркировка руки ребенка: часы, компас, браслет, резинка. Единая маркировка рабочего пространства: верхний левый угол доски, тетради, парты и т.д.; выделение рабочей строки в тетради (альбоме); отметка в месте начала выполнения задания: начало строки для письма и чтения (при необходимости).
Организационно-смысловые ресурсы Выбор рабочего листа с учетом особенностей зрительного восприятия ребенка; Изменение ширины рабочей строки (клетки). Использование специально разлинованных тетрадей (альбомных листов). Выделение специального и дополнительного времени для развития и закрепления навыков пространственной ориентации и переноса информации с вертикальной на горизонтальную поверхность.
Социально-психологические ресурсы Определенное, ограниченное время для высказывания; Адекватные требования; Адекватное оценивание ( соответствии с прилагаемыми усилиями ).