Возвращение блудного сына 1669 Холст, масло, 262х206. Государственный Эрмитаж, Санкт- Петербург Рембрандт Харменс ван Рейн
В основе картины лежит библейский сюжет – «Притча о блудном сыне», притча о милосердии, всепрощающей любви и помощи близкому человеку Давайте поймем, какие чувства и мысли владели автором, когда он создавал свою картину.
Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына» является прекрасной многоплановой иллюстрацией, которая раскрывает внутренний мир художника в последние годы жизни. Рембрандт изобразил различные ипостаси себя – три стадии духовной трансформации, заставляя задуматься о собственной судьбе.
«Я» художника обнаруживается в центре картины, а все события разворачиваются вокруг него. Прежде всего, художник идентифицирует себя именно с центральным персонажем – единственным из мужчин, смотрящих с полотна прямо на зрителя. портрет Рембрандта
Рембрандт признает себя как блудного сына – первая ипостась художника. Он кается в своих жизненных ошибках перед Отцом небесным, символически представленным на картине стариком- отцом.
Блудный сын является воплощением места обитания «дьявольских» страстей, которые вели Рембрандта в первой половине его жизни. Рембрандт помещает в складки одежды Блудного сына лик сатаны
Вторая ипостась Рембрандта - это старший сын, воплощение христианской совести, антипод младшему сыну и символ упрека в его грехах. Старший брат – символизирует совесть и мораль, обусловленные общественными и религиозными устоями
Сидящий мытарь – еще одна часть художника, напоминающая о неизбежности наказания за грехи, безмолвно ожидающая, когда жизненные долги художника будут уплачены.
Третья ипостась Рембрандта – старик отец, принимающий блудного сына, таким как он есть, и прощающий его.
Один из способов восприятия «невидимого» в картине – это «смотрение» картины с помощью расфокусированного взгляда. Из представленной иллюстрации видно, что ключевые образы картины – Блудный сын и Отец вместе образуют образ в виде ухмыляющегося черепа. Главной силой, которая двигала Рембрандтом при создании картины, был самый главный страх человека – страх скорой смерти и воздаяния за все его прегрешения.