АДМИНИСТРАТОР ТОРГОВОЙ СИСТЕМЫ (АТС) – ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЫСТУПЛЕНИЕ ЧЛЕНА НАБЛЮДАТЕЛЬНОГО СОВЕТА АТС ХЛЕБНИКОВА В.В. НА КОНФЕРЕНЦИИ «РАО «ЕЭС РОССИИ» - ОТКРЫТАЯ КОМПАНИЯ» 11 декабря 2001 года г.Москва
2 Принципы формирования и функционирования АТС. Ограничение участия одного юридического лица или группы аффинированных лиц в органах управления и Администратора торговой системы; Равное представительство поставщиков и покупателей (включая крупных потребителей) электрической энергии в органах управления Администратора торговой системы; Обеспечение действенного государственного контроля за деятельностью Администратора торговой системы; Порядок учета интересов всех субъектов рынка при принятии решений Администратором торговой системы; Свободный (заявительный, а не разрешительный) вход и выход на рынок; Свободное коммерческое взаимодействие субъектов рынка на основе конкурентного ценообразования; Использование механизма коммерческой диспетчеризации поставщика; Формирование рыночных цен на основе сопоставления ценовых заявок покупателей и продавцов по фактору минимальных цен; Технический допуск на рынок в соответствии с минимальным объемом производства (для поставщиков) или оборота электроэнергии (для прочих участников рынка); Участие представителей государства в работе Наблюдательного совета АТС, в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; Доступность информации; Жесткая и эффективная система гарантий исполнения Правил рынка и обязательств, взятых на себя его участниками;
3 Организация Администратора торговой системы (АТС) В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от « Об основах р еформирован ия электроэнергетики Российской Федерации», 23 ноября 2001 года прошла учредительная конференция Администратора торговой системы. Учредители: 50% - независимые поставщики и потребители электроэнергии, 50% - дочерние и зависимые общества РАО «ЕЭС России». Избра н Председатель Правления и члены Наблюдательного Сове та АТС. 13 декабря 2001 года состоится первое заседание Наблюдательного Совета, где будут решены первоочередные организационные вопросы.
4 Администратор торговой системы – организатор конкурентного рынка электроэнергии в России На переходном этапе организует продажу на торгах равной для всех Поставщиков доли электроэнергии (5 -15 % выработки) с целью: отработки конкурентных механизмов; формирования инфраструктуры рынка; определен ия с помощью рыночных механизмов реальной стоимости электроэнергии; отработки взаимодействия с Системным оператором.
5 Направлени я работ Администратора торговой системы Определение совместно с представителями государства будущего устройства рынка электроэнергии в России (модель рынка); Разработка и утверждение в Правительстве Российской Федерации коммерческих и технологических Правил работы рынка; Определение стандартов коммерческого учета электроэнергии для всех участников рынка; Отработка механизмов торговли, предусмотренных моделью рынка; Обучение и сертификация будущих Субъектов рынка; Подготовка договорно-правовой базы; Апробация биржевых технологий; Осуществление контроля за соблюдением правил; Обеспечение досудебного урегулирования споров.
6 Взаимодействие конкурентного и регулируемого рынков электроэнергии на переходном этапе. Для обеспечения преемственности на Федеральном оптовом рынке электроэнергии и мощности (ФОРЭМ) - РАО «ЕЭС России» и концерн «Росэнергоатом» передадут в АТС ЗАО «Центр договоров и расчетов ФОРЭМ» - Оператор торговой системы регулируемого рынка. ЗАО «ЦДР ФОРЭМ» осуществляет операторские функции, обеспечивая ликвидность расчетов на регулируемом рынке. АТС и ЗАО «ЦДР ФОРЭМ» обеспечивают раздельное формирование стоимостного баланса по конкурентному и регулируемому секторам рынка, разрабатывают и внедряют механизмы ценообразования и поставки фиксированных объемов электроэнергии в оговоренную дату (фьючерсных, форвардных контрактов).
7 Федеральный оптовый рынок электроэнергии (мощности) – основа функционирования и развития конкурентного рынка электроэнергии. Увеличение ликвидности расчетов за поставленную э/э и, как следствие, появление конкуренции между поставщиками за право поставлять э/э на ФОРЭМ. Борьба Поставщиков за включение в балансы э/э и мощности на III и IV кв. 2001г и I кв. 2002г, утверждаемые ФЭК РФ. Изменение критериев отбора Поставщиков не по наличию топлива, а по минимальной цене на электроэнергию. Борьба ГРЭС с самым высоким тарифом за включение в диспетчерский график нагрузок за счет снижения тарифа на электроэнергию. Рост диспетчерской дисциплины, рост платежей на ФОРЭМ, выполнение ограничений, и, как следствие, снижение экономических санкций.
8 Проблемы переходного периода к конкурентному рынку. Отсутствует нормативно-правовая база: По введению коммерческих ограничений сальдо-перетоков электроэнергии (мощности); По начислению экономических санкций за невыполнение АО-энерго заданных диспетчерских графиков; Несоответствие тарифов на продажу и покупку электроэнергии с ФОРЭМ, утвержденных ФЭК России, приведшее к росту стоимостного небаланса ФОРЭМ.