Реформа российского электроэнергетического сектора Выступление Председателя Правления РАО «ЕЭС России» Анатолия Борисовича Чубайса перед представителями Американской торгово-промышленной палаты 20 марта 2001 г.г. Москва
2 Рост производства электроэнергии В 2000 г. прирост электропотребления в России составил 3,9% Для его обеспечения предприятия РАО «ЕЭС России» увеличили выработку энергии по сравнению с 1999 г. на 19,5 млрд. кВт.ч. (с 586,5 до 606,0 млрд. кВт.ч.) Это сопоставимо с годовым электропотреблением таких крупных промышленно развитых областей, как Самарская или Пермская По оценкам экспертов, в 2001 г. рост выработки энергии по сравнению с 1999 г. составит 47,5 млрд. кВт.ч.
3 Рост качества электроэнергии и сокращение числа технологических сбоев Качество электроэнергииТехнологические сбои (кол-во за последние 4 года) 2000 г.: количество технологических сбоев по сравнению с 1997 г. сократилось на 25%
4 % оплаты денежными средствами Решение проблемы неплатежей Значительное улучшение собираемости денежными средствами
5 Нормализация расчетов с поставщиками топлива увеличило долю денежных средств в расчетах с «Газпромом» в 3,4 раза (с 27% до 92%). увеличило долю денежных средств в расчетах с угольными компаниями в 4.4 раза (с 16% до 70%). увеличило долю денежных средств в расчетах с нефтяными компаниями в 5.3 раза (с 13% до 70%) В гг. РАО «ЕЭС России»:
6 Северо-Западная ТЭЦ * В конце 2000 г. был введен в опытно-промышленную эксплуатацию первый блок Северо- Западной ТЭЦ - первой в стране электростанции с использованием технологии парогазового цикла * Общая проектная мощность станции составит МВт * Коэффициент полезного действия (КПД) составит 51,5%, в то время как на обычных паросиловых станциях КПД не превышает 40% * Расход топлива на 1 киловатт выработанной электроэнергии сократится на 20-25% * Строительство ведется за счет средств РАО «ЕЭС России» Несмотря на увеличение объема капиталовложений... В 2000 г. РАО «ЕЭС России» направило на инвестиции в производство в 1,4 раза больше средств, чем в 1998 г. (34,9 млрд. руб. против 24,3 млрд. руб.). 24,3 млрд. руб. 34,9 млрд. руб. 28,7 млрд. руб. 823,9 МВт 836,5 МВт 1116 МВт
7 …внутренних ресурсов недостаточно для решения основной проблемы Высокий износ основных фондов РАО «ЕЭС России» За последние 15 лет в стране практически не было крупных вводов энергообъектов Ежегодное выбытие мощностей превышает вводы в 5 раз Объем средств, ежегодно направляемых на инвестиции, в 5-6 раз меньше, чем необходимо Без оптимизации структуры РАО «ЕЭС России» и энергетической отрасли в целом Россия к 2005 г. превратится в энергодефицитную страну
8 4 «Продавцы» не продают, «покупатели» не покупают, ФОРЭМ не является рынком 4 Действует принцип «базового плательщика», покупатель прикрепляется к продавцу, договорные отношения носят полу- фиктивный характер 4 Цена (тариф) устанавливается не рынком, а административными органами (ФЭК и РЭКи) и является затратной Текущая структура и хозяйственный механизм электроэнергетики 4 Создан институт «продавцов» и «покупателей» и заложены основы ФОРЭМ 4 Заложена необходимость установления договорных (контрактных) отношений между ними 4 Заложена необходимость расчета цены (тарифа) со спецификой (на электроэнергию и на мощность) Федеральный (оптовый) рынок Базовые преимущества Коренные изъяны Региональный (розничный) уровень Без изменений Полная монополия: единый продавец и директивное прикрепление к нему всех покупателей региона
9 Укрупнение АО-энерго Администра тивно- командная структура Рыночная структура и разделение на естественно монопольные и конкурентные виды деятельности Рыночная структура и полная либерализация хозяйственных отношений в отрасли Действующая структура Принципиальные направления развития структуры и хозяйственного механизма энергетики
10 Большинство стран сделало выбор в пользу конкурентной модели развития отрасли... Дерегулирование Приватизация Россия (2000) Франция (2000) Венгрия (1999) Таиланд (1996) Италия (1999) Калифорния (1995) Великобритания (1990) Украина (1997) Скандинавия (1992) Частная собственность Госсобст- венность Директива ЕС по электроэнергии Аргентина (1990) Бразилия (1995) ЮАР (2000) Греция (2000) Казахстан (1998) Молдова (1999) Государственное регулирование Конкурентный рынок
11 Реформа российской электроэнергетики подразумевает внедрение конкуренции в генерации и сбыте Генерация Сбыт электро- энергии Сегменты, где возможно развитие конкуренции Естественные монополии Перевести на принципы рыночного ценообразования Прекратить перекрестное субсидирование Реорганизовать коммерческую/техническую инфраструктуру для функционирования рынка электроэнергии Обеспечить недискриминационный доступ к сетям Реорганизовать систему государственного регулирования Правила рынка Регулир. тарифы Диспетче- ризация Магистральные сети Распределитель- ные сети
12 Реформа призвана привести российскую электроэнергетику в соответствие с ключевыми принципами Директивы Европейского Сообщества по электроэнергетике (1996 г.) Либерализация секторов генерации и сбыта электроэнергии путем внедрения конкуренции Положения Директивы Принципы российской реформы Отсутствие ограничений на доступ для третьих лиц на всей территории Европейского Сообщества Отделение и жесткое регулирование систем передачи и распределения электроэнергии Поэтапное открытие электроэнэнер- гетических рынков в течение 6 лет Демонополизация секторов генерации и сбыта электроэнергии путем реструктуризации дочерних предприятий РАО ЕЭС Свободный доступ к потребителям Отделение и жесткое регулирование передачи; отделение и регулирование распределения, свободный доступ к сети Развитие оптового и розничного рынков электроэнергии и создание условий для частных инвестиций
13 Привлечение инвестиций является ключевой задачей реформирования Необходимо обеспечить замещение выработавших ресурс мощностей … 80 млн. кВт к 2010 году... Для обеспечения программы реновации объем капиталовложений должен составить от 2 до 6 млрд. долл. США ежегодно …тогда как за последние 10 лет объем инвестиций сократился в 3 раза... млдр. руб. (в ценах 1991 г.) млн. кВт …а вводы мощностей - в 5 раз 4 2 0,6 2,5 2,2 1 1,3 0,6 0,8 6,5 6,3 4,5 2,9 3,1 2,8 2,7 2,2
14 Реформа откроет новые направления сотрудничества России и международных инвесторов в сфере энергетики Укрепление энергетической безопасности России в интересах защиты инвестиций международных инвесторов в российскую экономику Новые рынки для российских и международных технологий Возможности инвестиций в производство и сбыт Реформа российской электро- энергетики Продолжение сотрудничества с международными финансовыми организациями