«Новая тарифная политика РАО "ЕЭС России" путь к рынку» Заместитель Председателя Правления ОАО РАО «ЕЭС России» Я.М. Уринсон «РАО «ЕЭС России» - открытая компания» 25 апреля 2005 года, Москва
На прошлой встрече ОАО РАО «ЕЭС России» представило новую тарифную политику. Суть новой политики-переход от регулирования по принципу «затраты плюс» к принципу «инфляция минус». Основной инструмент реализации политики – установление предельных минимальных и максимальных тарифов на три года Результатом внедрения этой инициативы должно было стать: Постепенное снижение темпов роста тарифов до уровня ниже инфляции Стимулирование энергокомпаний к снижению издержек Сейчас мы можем подвести некоторые итоги. 1
РАО «ЕЭС России» предложило установить тарифный «коридор» Правительство 1 декабря 2003 г. приняло программу изменения тарифов в электроэнергетике на годы. ФСТ устанавливает на три года «тарифный коридор» - минимальные и максимальные предельные уровни тарифов Max тариф – для защиты потребителей Min тариф – для защиты производителей электроэнергии 2
Что получилось по факту В 2004 и 2005 годах тарифы впервые за последние годы растут ниже инфляции 3
Мы удержали темпы роста тарифов в 2004 и 2005 гг. ниже инфляции несмотря на опережающий темп роста цен на топливо и продукцию промышленности 4
Несмотря на низкий рост тарифов, экономические показатели улучшились В 2004 году по сравнению с 2003 г: Количество убыточных энергокомпаний снизилось с 9 до 6, а низкорентабельных с 22 до 10 Чистая прибыль АО-ФЭС выросла с 0,4 до 4,8 млрд. руб., АО- энерго с 4,7 до 21,9 млрд. руб. (по РСБУ) Капитальные вложения в Холдинге (централизованные инвестиционные средства и капитальные вложения за счет ДЗО) выросли в 1,4 раза Дивиденды ДЗО выросли в 1,6 раза Выросла капитализация РАО «ЕЭС России» и дочерних компаний Реформа идет при тепле и свете! 5
За счет чего это достигнуто? Указанная позитивная динамика достигнута за счет повышения эффективности операционной деятельности. Основные инструменты: Ключевые показатели эффективности - ROTA, ROE, «лимит эксплуатационных расходов», «выполнение графика реформирования», «критерий надежности», «коэффициент срочной ликвидности» Бизнес-планирование Программа управления издержками 6
Направления работ по экономии издержек в 2004 году Закупки, В2В – экономия издержек на закупках составила 2,9 млрд. руб. или 5% от объема продукции, закупаемой по конкурсам Снижение затрат на покупную электроэнергию за счет ССТ составило 1,8 млрд. руб., что составляет 1,5% от стоимости покупной электроэнергии Экономия на топливе – 1,2 млрд. руб. (0,6% затрат на топливо) за счёт снижения удельных расходов – 0,7 млрд. руб. за счет изменения структуры - замены дорогого топлива (мазут) дешёвым (газ) – 0,5 млрд. руб. Снижение потерь энергии, вредных выбросов – 0,8 млрд. руб. Оптимизация численности персонала. Снижение численности на 14% (с 578 в 2003 г. до 496 тыс. чел. в 2004 г.) Всего дополнительная экономия издержек по отношению к установленному в начале года жесткому лимиту эксплуатационных затрат (434 млрд. руб.) составила 7 млрд. руб. или 1,6% от суммарных издержек 7
Прогноз тарифов на годы Сценарные условия Минэкономразвития России: Наш прогноз – рост тарифов в годах будет ниже инфляции Прогнозируемая динамика тарифов на энергию 8
Что будет если вырастут цены на газ? Рост цен на газ в 2006 году сверх уровня, предложенного Правительством (11%), приведет к превышению роста тарифов на электроэнергию над инфляцией (по прогнозу Правительства - 8%). 9
Подход к тарифной политике в условиях реформы Будут регулироваться тарифы на услуги распределительных сетевых компаний, Федеральной сетевой компании и Системного оператора, а также сбытовая надбавка гарантирующего поставщика Мы - за свободные цены на электроэнергию, поставляемую на рынок и отпускаемую промышленным потребителям. 10
Перекрестное субсидирование и тарифы для населения Для ликвидации перекрестного субсидирования тарифы для населения будут расти быстрее тарифов для промышленности. В соответствии с правительственной программой к 2009 году перекрестное субсидирование должно быть ликвидировано. Предлагаем ввести социальную норму потребления. В пределах социальной нормы тарифы будут расти не выше предельных, сверх социальной нормы – до экономически обоснованных. Предлагаем сохранить на гг. тарифный коридор для тарифов для населения. 11
Механизм решения проблемы перекрестного субсидирования Минэкономразвития России 16 марта 2005 г. приняло решение о реализации механизма неналогового сбора для субсидирования населения. Субсидирующие потребители (промышленность) оплачивают электроэнергию по тарифам, включающим неналоговый сбор. Субсидируемые потребители (население) оплачивают электроэнергию по тарифам за вычетом субсидий. Взаиморасчеты осуществляются торговой системой оптового рынка. Это решение не отменяет сразу за один шаг перекрестное субсидирование, но оно придает ему легитимный характер. Это решение не увеличивает общую нагрузку на субсидирующих потребителей. Оно незначительно перераспределяет нагрузку между субсидирующими потребителями разных регионов. 12
Новая тарифная политика РАО «ЕЭС России» обеспечит: рост тарифов на электроэнергию ниже инфляции надежное энергоснабжение потребителей сокращение издержек энергокомпаниями выполнение инвестиционных программ выплату достойных дивидендов реализацию программ реформирования дальнейший рост капитализации энергокомпаний благоприятные условия для развития экономики 13