1 Тарифная политика РАО «ЕЭС России» на годы Заместитель Председателя Правления ОАО РАО «ЕЭС России» Я.М. Уринсон
2 Принятая Правительством Российской Федерации по предложению ОАО РАО «ЕЭС России» тарифная политика, основанная на принципе «инфляция минус», позволила добиться общественно значимых позитивных результатов: -мотивация энергокомпаний на снижение издержек; -предсказуемость динамики энерготарифов для потребителей; - сдерживание инфляции. В целом для экономики это дало ряд принципиально новых народнохозяйственных эффектов:
3 Сдерживание роста тарифов на электроэнергию обеспечивается при опережающем росте цен на топливо
4 Замедление роста энерготарифов происходит на фоне более высокого роста цен (тарифов) на продукцию (услуги) других естественных монополий и ЖКХ Темп роста тарифов на электроэнергию - самый низкий среди субъектов естественных монополий и существенно ниже, чем в ЖКХ! Раз
5 Отставание роста тарифов на электроэнергию от темпов инфляции В 2004 – 2005 гг. тарифы на электроэнергию растут темпами ниже инфляции! В 2006 г. такая ситуация сохранится.
6 Несмотря на сдерживание роста тарифов, РАО «ЕЭС России» обеспечивает стабильные экономические показатели По ожидаемым итогам 2005 года: Чистая прибыль ДЗО составит не менее 30 млрд.руб. Капитальные вложения в Холдинге (централизованные инвестиционные средства и капитальные вложения за счет ДЗО) вырастут на 8% по отношению к 2004 году и составят 125,2 млрд.руб. Дивиденды ДЗО ожидаются в размере не менее 8 млрд.руб., в том числе на пакет акций ОАО РАО «ЕЭС России» около 4,6 млрд.руб. Капитализация РАО «ЕЭС России» достигнет 18 млрд.$ против 12,2 млрд.$ в 2004 году.
7 За счет чего это достигнуто? Указанная позитивная динамика достигнута за счет совершенствования корпоративных механизмов управления и повышения эффективности операционной деятельности. Основные инструменты: Бизнес-планирование. Программы управления издержками. Ключевые показатели эффективности – ROTA (факт за 2004г. - 4,67), ROE (план на 2005 г. - 4,34), «лимит эксплуатационных расходов», «критерий надежности» и др.
8 Направления работ по экономии издержек в 2005 году Закупки, В2В – экономия издержек на закупках составила 2,9 млрд. руб. или 5% от объема продукции, закупаемой по конкурсам. Снижение затрат на покупную электроэнергию за счет ССТ составило 1,8 млрд. руб. или 1,5% от стоимости покупной электроэнергии. Экономия на топливе – 1,2 млрд. руб. (0,6% затрат на топливо): за счёт снижения удельных расходов – 0,7 млрд. руб. за счет изменения структуры - замены дорогого топлива (мазут) дешёвым (газ) – 0,5 млрд. руб. Снижение потерь энергии – 0,8 млрд. руб. Оптимизация численности персонала. Снижение численности на 19,4% (с 578 в 2003 г. до 466 тыс. чел. в 2005 г.) и рост производительности труда на 29,3%.
9 Рост электропотребления за последние 5 лет составил 1,6% в год Электропотребление вплотную приблизилось к уровню в 1990 г., с которого начался спад электропотребления. Новая ситуация в электроэнергетике Электропотребление в России Выработка РАО ЕЭС Млрд. кВт.ч
10 Энергетика в регионах с быстро растущим электропотреблением стала сдерживать развитие экономики. Повысились риски снижения надежности энергообеспечения потребителей. Это подтвердила московская авария. 74,1 73,7 69,9 67,4 63,263,4 62,8 62,4 63,7 65,2 68,7 72,8 75,6 79,5 82,8 60,0 70,0 80,0 90, ,1* МВт Потребление в Московском регионе (млрд. кВт.ч) Собственный максимум нагрузки в Московском регионе (МВт) млрд. кВт.ч По отдельным регионам рост электропотребления опережал средний уровень и составлял до 8% в год
11 Необходим переход к новой тарифной политике: вместо принципа «инфляция минус» реализация подхода «не ниже фактической инфляции». В 2006 году рост конечных тарифов уже определен, и он будет существенно ниже инфляции. Это – трудно! Но энергетика выдержит: - продолжится работа по экономии затрат; - вывод региональной генерации на оптовый рынок даст дополнительную экономию в расходах на покупную электроэнергию.
12 В гг. предельные среднеотпускные тарифы следует устанавливать не ниже фактической инфляции Необходим переход к новой тарифной политике в электроэнергетике, адекватной потребностям ее развития Фактическая инфляция устойчиво опережает прогнозную Принцип тарифообразования «прогнозная инфляция минус» приводит к значительному отставанию роста тарифов от фактической инфляции, не позволяет сформировать достаточный объем средств для инвестиций в развитие электроэнергетики.
13 Правительство взяло курс на ликвидацию перекрестного субсидирования (ПС). В связи с этим тарифы для населения будут расти быстрее тарифов для промышленности. С учетом этого в гг. могут устанавливаться верхние пределы роста тарифов для населения. В ряде регионов перекрестное субсидирование снизится до нечувствительного уровня уже к 2007 году! К 2009 году перекрестное субсидирование должно быть сокращено до незначительных размеров.
14 После гг. следует отказаться от установления предельных тарифов. Предельные тарифы были введены законом о госрегулировании тарифов вместе с принятием Госдумой закона о реформировании электроэнергетики. Это было объективно необходимо для того, чтобы снизить риски энергореформы для потребителей. В ходе структурных преобразований в переходный период – самый рискованный с точки зрения тарифных последствий для экономики и населения, реально обеспечен вполне приемлемый рост тарифов ниже инфляции. К 2009 году структурная реформа электроэнергетики будет, в основном, завершена. На рынке электроэнергии будут действовать (и конкурировать!) новые компании, разделенные по видам бизнеса. Риски непредсказуемого поведения тарифов снизятся. Фактически будет закончен предусмотренный законодательством об электроэнергетике переходный период реформирования. Это означает, что в предусмотренном законодательством порядке произойдет отмена предельных тарифов. Отказ от предельных тарифов
15 С 2009 года года будут регулироваться только тарифы на передачу электроэнергии по магистральным и распределительным сетям и на услуги по диспетчерскому управлению ЕЭС России. Цены на генерацию и сбыт выйдут из под государственного регулирования. Главным инструментом их сдерживания станет конкуренция. После 2008 года предельные среднеотпускные тарифы должны быть отменены. Предельные тарифы останутся только для населения в отдельных регионах до тех пор, пока и там не будет ликвидировано перекрестное субсидирование. После его ликвидации предельные тарифы для населения могут быть отменены повсеместно.
16 Либерализация ценообразования потребует: Усиления механизмов антимонопольного регулирования и контроля на рынках электроэнергии Создания и запуска механизма оперативного мониторинга цен на оптовом и розничных рынках электроэнергии
17 Изменения в тарифной политике РАО «ЕЭС России» обеспечат: сохранение умеренного роста тарифов на электроэнергию в меру инфляции; увеличение в 1,5-2 раза инвестиций в развитие электроэнергетики; выполнение инвестиционных программ для повышения надежности энергоснабжения потребителей; выплату достойных дивидендов; дальнейший рост капитализации энергокомпаний; успешное завершение реформирования электроэнергетики; благоприятные условия для развития экономики.