Доступность высшего образования и перспективы позитивной социальной динамики
Цель проекта - выявление возможных типов социальной динамики, исходя из анализа образовательных стратегий молодежи, формирующихся на базе располагаемых домохозяйствами материальных и социальных ресурсов и их собственных жизненных сценариев Социальная динамика - вариативность социального поведения и механизмов вертикальной мобильности Образовательные стратегии : - выбор в пользу получения высшего образования; - выбор учебного заведения и мотивы этого выбора
Кодировка Вузов
Кодировка факультетов
Оценка ресурсного потенциала домохозяйств Уровень образования родителей: 1 балл – никто из родителей не имеет высшего образования 2 балла – один из родителей имеет высшее образование, другой – не имеет 3 балла – оба родителя имеют высшее образование Материальная обеспеченность: 1 балл соответствует оценке бедные или мало обеспеченные 2 балла – средне обеспеченные 3 балла – богатые или хорошо обеспеченные Размер сбережений: 1 балл соответствует мнению совершенно не смогли обеспечить старость 2 балла – обеспечили старость в некоторой степени 3 балла – обеспечили старость полностью или в значительной мере Социальная самооценка: 1 балл – отнесение к низшему или ниже среднего слою 2 балла – отнесение к среднему слою 3 балла – отнесение к высшему или выше среднего слою Уровень адаптированности: 1 балл – полностью не приспособился или скорее, не приспособился 2 балла – скорее, приспособился 3 балла – полностью приспособился ° ° ° ° °
Связь ресурсной обеспеченности домохозяйств и престижности Вуза
Связь ресурсной обеспеченности домохозяйств с возможностью получения перспективной профессии
Связь перспективности получаемой профессии с планами работы по специальности
Стратегии поступления в Вуз Ориентация только на знания Ориентация на знания + деньги и/или связи Ориентация только на деньги и/или связи
Связь стратегий поступления в Вуз с перспективностью получаемой профессии
Связь стратегий поступления в Вуз с наиболее предпочтительной моделью поступления
ПЕРЕМЕННЫЕ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ В КЛАСТЕРИЗАЦИИ: стратегия поступления в Вуз (СП) тип образовательного поведения (ОП) намерения работать в России или за рубежом ( РvЗ ) стратегии трудоустройства (СТ) представления о приоритетах работодателя (ПР) представления о необходимости изменить сущес тву- ющие механизмы вертикальной мобильности (МВМ) социально-экономические ориентации (Г и Э) (представление о роли государства в развитии экономики и социальных отношений) общественно-политические ориентации (Г и СМИ) (представление о роли государства в деятельности СМИ)
Средние значения переменных КЛАСТЕР СПОПРvЗРvЗСТПРМВМГиЭ Ги СМИ 1 64,1% 2,342,052,962,321,642,662,071,87 2 6,3% 1,031,972,822,181,561,121,971, ,6% 2,011,981,062,321,612,422,141,82
СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЕ РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ КЛАСТЕРАМИ КЛАСТЕР СПРvЗРvЗСТМВМГ и ЭГиСМИ 1 Конфор мизм Отъезд возмо- жен Меньшая независи мость Все равно ничего нельзя изменить Ближе к умерен- ному патерна лизму Умерен- ный конт- роль 2 Незави- симость Отъезд возмо- жен Большая независи мость Надо менять Ближе к либера- лизму Ближе к отрица- нию необходи мости контроля 3 ХаляваТолько на Родине Меньшая независи мость Все устраи- вает Ближе к патерна лизму Умерен- ный контроль
Вывод 1 Связь между ресурсной обеспеченностью семьи, доступностью ВУЗа и перспективами, которые открывает полученное образование: чем большим количеством и объемом ресурсов обладает семья, тем выше шансы на получение детьми качественного востребованного на современном рынке труда и дающего ясные материальные и социальные перспективы образования.
Вывод 2 Ориентация на «конформистскую» модель поведения Имея в качестве ресурсов и знания, и возможности родителей, готовы реализовывать социальные практики, которые востребованы сложившейся институциональной средой, эффективны «здесь и сейчас». Даже считая существующие механизмы вертикальной мобильности неправильными, склонны думать, что ничего нельзя изменить. Если изменится сама институциональная матрица, найдут возможность скорректировать свои модели поведения. Ориентация на «неформальную» модель поведения Интенция к воспроизводству неформальных социальных практик. Устраивают условия сложившейся институциональной среды, даже если они не отвечают их представлениям об абстрактно должном. При изменениях институциональных условий окажутся проигравшими. Ориентация на «независимую» модель поведения Опираются на собственные силы, знания и возможности. Поддерживают индивидуалистски-либеральный вектор развития. Находятся в абсолютном меньшинстве. При условии вхождения в противоречие с устоявшимися правилами взаимодействия с институциональной средой, будут покидать родину, тем самым страна лишится импульса к позитивным переменам.
Вывод 3 ЕГЭ не воспринимается в качестве оптимального варианта теми студентами, которые опирались только на собственные знания, но, вместе с тем, не вызывает отторжения у тех, кто ориентировался только на деньги и связи родителей. Эти обстоятельства требуют дальнейшего тестирования модели ЕГЭ, с точки зрения: ·обеспечения объективной оценки знаний выпускников школ; ·усиления мотиваций к получению знаний; ·профилирования довузовской подготовки; ·соответствия уровня знаний, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ, требованиям ВУЗов.