Здравоохранение и образование: неравенство доступа Галина Бесстремянная Алина Заборовская 2005 г.
Характеристики существующего неравенства Характеристики существующего неравенства Бесплатные и платные услуги Бесплатные и платные услуги Социальные программы и их эффективность Социальные программы и их эффективность Здравоохранение и образование
Здравоохранение
Бедные имеют меньше возможностей выполнять назначенное им лечение Выполнение лечения, % пациентов
Бедные реже обращаются за платной медицинской помощью Обращались за платной медпомощью в поликлиниках, % пациентов
Недостаточное предложение медицинских услуг: Отсутствие врачей в селах и малых городах Отсутствие врачей в селах и малых городах Сложности записи на прием к специалистам в крупных городах Сложности записи на прием к специалистам в крупных городах
Жители городов-миллионников реже остальных реализуют право на получение скидок на лекарства
Доля пациентов, плативших за получение медицинской помощи, в %. ОрганизацияВыборкаРазмер ПоликлиникиБольницы НОБУС Общероссийска я выборка, чел НИСП 2 региона, чел РМЭЗ Общероссийская выборка, чел 1015 ЦЭСИ 6 регионов, чел Фонд «Российское здравоохранение» Новгородская область, чел 2446 ВЦИОМ Общероссийская выборка, чел ИСИ и Бостонский университет Общероссийская выборка, д/х. 3071
Доступность бесплатной медицинской помощи 1. Не удовлетворены качеством бесплатной помощи - 35% 1/3 респондентов респондентов 2. Не удовлетворены доступностью бесплатной помощи: нет бесплатных врачей такого профиля – 39% 2/3 к бесплатному врачу трудно попасть – 26% респондентов
Связь между уровнем государственного финансирования и распространенностью платных медуслуг в субъектах РФ в 2002 г. Доля лиц, оплачивающих стац. помощь, %
Наибольшие расходы на медпомощь в относительном выражении: инвалиды, ветераны, пенсионеры Расходы на медпомощь, % расп. ресурсов
Наибольшие расходы на медпомощь в абсолютном выражении: инвалиды, ветераны, пенсионеры
Льготы по лекарственному обеспечению недостаточно эффективны: снижают личные расходы в 2 раза, но не выравнивают льготников с остальным населением
Льготы по лекарственному обеспечению наиболее значимы для бедных в городах- миллионниках и поселках
Образование
Бедные и небедные в России формально имеют равный доступ к образованию: в возрасте от 7 до 35 лет учится: 54% бедного населения 54% бедного населения 51% небедного населения 51% небедного населения
Неполное среднее образование доступно практически всем: в возрасте 7-14 лет не учится: 4,4% бедного населения 4,4% бедного населения 3,3% небедного населения 3,3% небедного населения Но…. ограничена доступность: * полного среднего образования * профессионального образования
В лет реже всех учатся бедные жители села
Инвалиды и лица, подвергшиеся воздействию радиации, получают полное среднее образование не реже, чем все остальные Тип льготников Доля учащихся льготников в возрасте 7-17 лет Доля льготников в выборке лиц в возрасте 7-17 лет Инвалиды1,61,4 Лица, подвергшиеся воздействию радиации 1,11,2
Бедные реже небедных учатся в вузе, «предпочитая» ссузы или ПТУ
Бедные жители села значительно реже всех остальных учатся в вузе
Доля учащихся за плату среди студентов из бедных семей достаточно высока, хотя и ниже чем среди небедных
Бедные выбирают более дешевые вузы, специальности специальности
Но…бремя расходов на оплату обучения в вузе для бедных выше: Плата за обучение в вузе в располагаемых ресурсах составляет: 48% для бедных 48% для бедных 27% для небедных 27% для небедных
Беднейшие получают стипендию чаще остальных
Бедные получают меньшую стипендию
Получатели социальных стипендий На бедных приходится: 50% стипендиального фонда в ссузах 50% стипендиального фонда в ссузах 19% стипендиального фонда в вузах 19% стипендиального фонда в вузах
Cоциальные стипендии Механизм мало эффективен из-за: мизерных размеров стипендий мизерных размеров стипендий наряду с бедными, часть небедных также получает социальную стипендию наряду с бедными, часть небедных также получает социальную стипендию не все нуждающиеся имеют право на получение социальной стипендии не все нуждающиеся имеют право на получение социальной стипендии Гипотезы: Академические стипендии небедные получают чаще небедные получают чаще
Cпасибо за внимание!