Неформальные практики приема в вузы и оплаты обучения А.С.Заборовская Саратов, 5-6 октября 2004 года.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Неформальные практики приема в вузы и оплаты обучения C.В.Шишкин Международная конференция Доступность высшего образования: вызовы для стран с переходной.
Advertisements

ПРИЕМ – 2010 Соколова Татьяна Владимировна ответственный секретарь Центральной приемной комиссии.
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Тульский государственный университет» Презентация.
ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КЛАСТЕР ГОРОДА РОСТОВА-НА-ДОНУ Боровская Марина Александровна, Ректор Южного федерального университета Ростов-на-Дону,
Концепция модернизации российской системы образования Государственный университет- Высшая школа экономики.
Здравоохранение и образование: неравенство доступа Галина Бесстремянная Алина Заборовская 2005 г.
Коммерческие и бюджетные места в вузах: барьеры на вход Даянова Элина.
Российское здравоохранение: оплата за наличный расчет С.В.Шишкин.
Факультет психологии Направления: -психология-бакалавр (4 года); -Педагогика и психология – специалист (5 лет)
Порядок приема в ВУЗы. 1) - при наличии у лиц, имеющих право на прием по результатам вступительных испытаний, проводимых вузом самостоятельно, результатов.
- Социальная работа с разными группами населения Направление подготовки : социальная работа Магистерская программа
Итоги приема в ДВГГУ в 2015 году. Особенности приема на 2016 год.
Абитуриенту 2013 важно знать В какое количество вузов можно подать заявление Абитуриенты имеют право подать заявление одновременно не более чем в пять.
Единый государственный экзамен – проблемы и решения Т.Л. Клячко Директор Центра экономики непрерывного образования АНХ.
Кому в России доступно высшее образование? Рощина Я.
Шамардина Любовь МНУЛ ИАЭР. Постановка проблемы Аспекты процесса поиска информации Для кого важна стадия информационного поиска? Гипотезы исследования.
1 Особенности Общереспубликанского тестирования для поступления в вузы Кыргызстана Директор Центра оценки в образовании и методов обучения к.п.н, И. П.
Сервисное программное обеспечение университетов: сайт факультета Доц. кафедры информатики Круглик В.С. 1.
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ КУРСЫ «ЭСКУЛАПЫ» для учащихся школ и студентов СУЗов, поступающих в высшие учебные заведения биологического и медицинского профиля Место.
Статистические индикаторы и показатели мониторинга системы образования.
Транксрипт:

Неформальные практики приема в вузы и оплаты обучения А.С.Заборовская Саратов, 5-6 октября 2004 года

Исследование «Анализ влияния трансформации механизмов приема в вузы и финансирования обучения на доступность высшего образования», 2003 г. Участники исследования: С.В.Шишкин (руководитель проекта) А.С.Заборовская Т.Л.Клячко И.Б.Королев В.А.Чернец А.Е.Чирикова Л.С.Шилова

Основные вопросы исследования Какими путями и при каких условиях можно поступить в обычный и престижный вузы? Как в реальности работают механизмы приема по общему конкурсу, на целевые места, по «ректорскому списку» и др.? Какую роль в поступлении и в дальнейшем обучении играют неформальные платежи? Как проходит эксперимент с ЕГЭ и ГИФО, и как эти нововведения повлияют на доступность высшего образования?

Метод исследования: Интервьюирование работников вузов в трех регионах, различающихся по: Участию в эксперименте с ЕГЭ и ГИФО Степени привлекательности вузов для абитуриентов из других регионов Уровню экономического развития

Интервьюирование работников вузов Состав вузов в каждом регионе: классический университет технический университет педагогический университет негосударственный вуз Общее количество интервью: 101

Предмет анализа: механизмы приема Прием на основе общего конкурса по результатам вступительных испытаний в вузе: прием на места с бесплатным обучением (бюджетные места) прием на платное обучение (платные места) Целевой прием Прием по результатам ЕГЭ

Формы протекционизма Ректорские списки Целевой прием Участие в олимпиадах Перевод с платного на бесплатное отделение (с заочного на очное) Перевод из другого вуза

Использование социального капитала Капитал родственных связей Капитал корпоративных связей Капитал статусных связей

Практики неформальной оплаты поступления в вуз на бюджетные места Чем ниже уровень жизни населения в регионе, тем больше распространенность Слабо развиты в вузах, расположенных в малых городах

Оценка доли «блатных» студентов в приеме на престижные специальности Субъект оценки Регион «Богатый»«Бедный» Руководители вузов Преподаватели 1025

Предмет неформальных платежей во время обучения Сдача зачетов и экзаменов Написание курсовых и дипломных работ Дополнительные консультации Репетиторство для подготовки слабых студентов Неприменение легальных санкций за нарушение дисциплины (пропуски занятий и т.д.) Учебные материалы (методички и т.п.)

Распространенность неформальной оплаты обучения в вузах Зависит от: уровня оплаты преподавателей вузов возможностей получения ими иных доходов, помимо преподавания особенностей субкультур, сложившихся на факультетах и кафедрах

Реальные правила приема и распространенность неформальных практик Определяются: престижностью вузов их экономическим положением политикой их руководства

Влияние на доступность Профиль доступности высшего образования в большей мере определяется не формальными правилами и общегосударственной политикой, а индивидуальными политиками, проводимыми самими вузами. Доступность разных специальностей для различных групп населения становится производной от политик вузов по обеспечению собственного воспроизводства.

Отношение к ЕГЭ руководителей вузов Низкопрестижные вузы – против, так как ускорит их деградацию Среднепрестижные вузы – за или не против, так как приобретают не меньше, чем теряют Высокопрестижные вузы – против, так как ЕГЭ девальвирует их социальный капитал

Влияние ЕГЭ на доступность высшего образования расширится доступность получения высшего образования в средне- и высокопрестижных вузах (факультетах) для особо одаренных детей из семей с низкими доходами, сельской местности и малых городов ситуация не улучшится для абитуриентов, принадлежащих к этим же социальным группам, способным к учебе, но не имеющим выдающихся способностей

Государственная политика выравнивания стартовых возможностей при поступлении в вуз Постепенное выравнивание качества среднего образования Субсидирование обучения на платной основе одаренных представителей социально- незащищенных групп населения государственные возвратные субсидии образовательные кредиты гранты

Формально бедные и небедные в России имеют равный доступ к образованию: в возрасте от 6 до 30 лет учится 59% небедного и 61% бедного населения

Распределение бедных и богатых учащихся, получающих профессиональное образование, по типам учебных заведений

Распределение доли бедных и богатых, обучающихся на платной основе, в зависимости от типа учебного заведения