Б.Джонстон Мировые тенденции в политике финансирования высшего образования и обеспечения его доступности Доступность высшего образования: вызовы для стран с переходной экономикой, Москва, июня 2004 года
Брюс Джонстон, Государственный Университет Нью-Йорка в Буффало, США Профессор высшего и сравнительного образования Профессор высшего и сравнительного образования Директор Центра сравнительных и глобальных исследований образования Директор Центра сравнительных и глобальных исследований образования Директор международного сравнительного проекта по финансированию и доступности высшего образования Директор международного сравнительного проекта по финансированию и доступности высшего образования Работал Канцлером Государственного Университета Нью-Йорка в Буффало и Президентом Колледжа Государственного Университета Нью-Йорка в Буффало Работал Канцлером Государственного Университета Нью-Йорка в Буффало и Президентом Колледжа Государственного Университета Нью-Йорка в Буффало
Цели политики в области высшего образования, во всем мире 1. Качество 2. Способность реагировать / Соответствие общественным потребностям 3. Доступность
1. Качество Измеряется: 1. Признанными в мире стипендиями 2. Привлекательными / конкурентными международными программами для студентов 3. Национальным чувством удовлетворения / гордости со стороны Лидеров Лидеров Студентов Студентов Преподавателей Преподавателей
2. Способность реагировать / соответствие потребностям: рациональное сочетание или многообразие: Институтов: научно-исследовательских научно-исследовательских образовательных образовательных Программ: по содержанию по содержанию по длительности по длительности по стандартам и степени академической строгости по стандартам и степени академической строгости
3. Доступность или степень, в которой: 1. Высшее образование снижает наследование привилегий; 2. Высшее образование обычно отражает социально-демографическую структуру средней школы: социальные классы социальные классы этническая принадлежность этническая принадлежность язык язык пол пол
Вызовы (проблемы) высшего образования во всем мире 1. Недостаточность средств 2. Недостаточный вклад в социальную справедливость 3. Неадекватное преподавание и обучение 4. Недостаточная способность изменяться и недостаточное многообразие институтов и программ
Вызовы / проблемы в мире … 1. Недостаточность средств Национальная траектория расходов превышает доходы. Национальная траектория расходов превышает доходы. Сопротивление университетов концепции и практикам эффективности и продуктивности. Сопротивление университетов концепции и практикам эффективности и продуктивности. Недостаточные доходы государства вследствие: Недостаточные доходы государства вследствие: a) Увеличения трудностей налогообложения. b) Усложнения возможности дефицитного финансирования. c) Роста конкуренции / общественных потребностей.
Вызовы / проблемы в мире … 2. Недостаточный вклад в социальную справедливость. Общая зависимость уровня академической подготовки и интереса к учебе от характеристик социального класса, а также этнической принадлежности и т.д. Общая зависимость уровня академической подготовки и интереса к учебе от характеристик социального класса, а также этнической принадлежности и т.д. Большинство мер по увеличению равенства должно осуществляться задолго до получения высшего образования. Большинство мер по увеличению равенства должно осуществляться задолго до получения высшего образования.
Вызовы / проблемы в мире … 3. Неадекватное преподавание и обучение Традиции академической свободы (плохо преподавать) Традиции академической свободы (плохо преподавать) Отсутствие общепризнанной методологии обучения Отсутствие общепризнанной методологии обучения Противоречивые стимулы (приоритет исследований) Противоречивые стимулы (приоритет исследований)
Вызовы / проблемы в мире … 4. Недостаточная способность изменяться и недостаточное многообразие институтов и программ Общее сопротивление переменам со стороны любой организации Общее сопротивление переменам со стороны любой организации Недостаточные стимулы для (государственных) институтов к изменениям Недостаточные стимулы для (государственных) институтов к изменениям
Традиционное содержание реформы высшего образования в разных странах: Диверсификация доходов (включая предпринимательскую деятельность преподавателей и разделение затрат) Диверсификация доходов (включая предпринимательскую деятельность преподавателей и разделение затрат) Гранты в соответствии с возможностью студентов платить и доступные кредиты Гранты в соответствии с возможностью студентов платить и доступные кредиты Диверсификация сектора Диверсификация сектора Увеличение автономии институтов Увеличение автономии институтов Стимулирование частного сектора Стимулирование частного сектора Меры по стимулированию отчетности Меры по стимулированию отчетности Увеличение участия средних школ Увеличение участия средних школ
Особые вызовы для России и других переходных экономик 1. Неэффективность: высокие затраты на 1 студента 2. Чрезмерное ограничение доходов правительства 3. Сильное сопротивление «разделению затрат» на финансирование высшего образования 4. Снижающееся количество потенциальных студентов студентов 5. Склонность сохранить или даже усилить неравенство 6. Коррупция
Особые вызовы для России и других переходных экономик 1. Неэффективность: высокие затраты на 1 студента Традиционно низкое соотношение студент-преподаватель Традиционно низкое соотношение студент-преподаватель Неэффективный размер институтов Неэффективный размер институтов
Особые вызовы для России и других переходных экономик 2. Чрезмерное ограничение доходов государства Потеря традиционных форм налогообложения Потеря традиционных форм налогообложения Отсутствие культуры исполнения налоговых обязательств Отсутствие культуры исполнения налоговых обязательств Отсутствие рыночной стоимости налогооблагаемой собственности Отсутствие рыночной стоимости налогооблагаемой собственности Отсутствие возможности государства эффективно привлекать частные капиталы Отсутствие возможности государства эффективно привлекать частные капиталы
Особые вызовы для России и других переходных экономик 3. Сильное сопротивление разделению затрат (оплате обучения) 3. Сильное сопротивление разделению затрат (оплате обучения) Традиционное сопротивление в европейских странах Традиционное сопротивление в европейских странах Общественные ожидания гарантий Общественные ожидания гарантий Законодательные ограничения Законодательные ограничения Компромисс с бесплатным и платным обучением Компромисс с бесплатным и платным обучением
Особые вызовы для России и других переходных экономик 4. Снижающееся количество потенциальных студентов (демографический спад) Может ослабить национальные / системные финансовые проблемы Может ослабить национальные / системные финансовые проблемы Может усилить институциональные финансовые проблемы Может усилить институциональные финансовые проблемы
Особые вызовы для России и других переходных экономик 5. Сохранение неравенства в высшем образовании Отказ официально признать проблему Отказ официально признать проблему Традиция справедливости на единственном примере Традиция справедливости на единственном примере Фактическое разделение бремени расходов без: Фактическое разделение бремени расходов без: Эффективной поддержки в соответствии с реальной возможностью платить Эффективной поддержки в соответствии с реальной возможностью платить Общедоступных кредитов Общедоступных кредитов
Особые вызовы для России и других переходных экономик 6. Коррупция Сильное обеднение институтов и индивидов Сильное обеднение институтов и индивидов Несформировавшиеся и неясные правила Несформировавшиеся и неясные правила Традиция отступления отофициальных правил Традиция отступления отофициальных правил
Некоторые вопросы и проблемы для этой конференции 1. Россия и большинство европейских переходных экономик фактически используют разделение затрат и сочетание бесплатного и платного обучения: Как сделать эти доходы более существенными и предсказуемыми для того, чтобы приносить пользу институтам ? Как сделать эти доходы более существенными и предсказуемыми для того, чтобы приносить пользу институтам ? Как это неизбежное разделение бремени расходов сделать более справедливым и превратить в меньший барьер для доступности? Как это неизбежное разделение бремени расходов сделать более справедливым и превратить в меньший барьер для доступности?
Некоторые вопросы и проблемы для этой конференции 2. С точки зрения цели увеличения доступностисо специальным акцентом на молодежь из села, с низкими доходами, этнические и лингвистические меньшинства: Какова возможная помощь университетов – без использования или с использованием незначительных дополнительных денежных средств? Какова возможная помощь университетов – без использования или с использованием незначительных дополнительных денежных средств? Какова возможная помощь правительства – без использования или с использованием незначительных дополнительных денежных средств? Какова возможная помощь правительства – без использования или с использованием незначительных дополнительных денежных средств?
Некоторые вопросы и проблемы для этой конференции 3. Рассматривая: (a)реально существующую недостаточность средств в высшем образовании, (b) крайне низкую вероятность дополнительных доходов государства; и (3) ограничения на негосударственные доходы: Как могут сами институты эффективными мерами внести больший обычного вклад для обеспечения требуемого увеличения (a) качества и (b) доступности? Как могут сами институты эффективными мерами внести больший обычного вклад для обеспечения требуемого увеличения (a) качества и (b) доступности?