Чьи дети учатся в российских элитных вузах? Рощина Я.

Презентация:



Advertisements
Похожие презентации
Кому в России доступно высшее образование? Рощина Я.
Advertisements

Шамардина Любовь МНУЛ ИАЭР. Постановка проблемы Аспекты процесса поиска информации Для кого важна стадия информационного поиска? Гипотезы исследования.
Магистратура: формирование нового сигнала на российских рынке труда и рынке образования Рощин С.Ю., Рощина Я.М. НИУ ВШЭ Санкт-Петербург, 10 апреля 2015.
Высшее образование в России: качество, ценность, востребованность МОСКВА, 2011 год.
ФАКТОРЫ ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ УРОВЕНЬ ДОСТУПНОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ СЕЛИВЕРСТОВА ИРИНА ВАЛЕРИЕВНА.
Рост беларусской интернет- аудитории за 2010 год.
Исследование рынка молочных продуктов. Москва Октябрь 2012.
Дифференциация доходов и образование в России Я.Рощина Саратов, 2004 Информация к размышлению.
Информационная культура и ценностные ориентации современной молодежи в сети Интернет.
Социально-экономическая мобильность и стратификация российских домохозяйств Исполнители: Колотова Е.В. (ГУ-ВШЭ) Рыбина Е.Г. (МГУ) Селезнева Е.В. (ГУ-ВШЭ)
МОЯ ПРОФЕССИЯ – МОЕ БУДУЩЕЕ И БУДУЩЕЕ МОСКВЫ МОСКВА 2014.
Профессиональные ориентации студентов первого курса ШГПИ 2014.
Мнение жителей Санкт-Петербурга о формировании облика города Опрос жителей Санкт-Петербурга Подготовлено для Гильдии управляющих и девелоперов.
1 Восточно-Казахстанский государственный технический университет им. Д. Серикбаева Результаты анкетирования « АНКЕТА ПЕРВОКУРСНИКОВ » 2013 год Департамент.
Проект «TNS Web Index». Основные результаты Установочного Исследования. Москва: Ноябрь 05 - Май 06 Россия: Декабрь 05 – Апрель 06.
МОЯ ПРОФЕССИЯ – МОЕ БУДУЩЕЕ И БУДУЩЕЕ МОСКВЫ МОСКВА 2014.
Результаты опроса участников выставок НТТМ об эффективности деятельности движения Всероссийский выставочный центр Российский союз молодых ученых Всероссийская.
Влияние дохода домохозяйств на результаты ЕГЭ и выбор вуза И.А. Прахов, М.М. Юдкевич Лаборатория институционального анализа экономических реформ ИНИИ НИУ.
Национальный исследовательский университет – Высшая школа экономики Всемирный банк.
ИППР СО РАО, гимназия "Универс", Основательность ожиданий старшеклассников и доступность высшего образования Наталья Васильева, Красноярск.
Транксрипт:

Чьи дети учатся в российских элитных вузах? Рощина Я.

2 Цель исследования Определение социально-экономических факторов доступности высшего образования различного качества (элитного и массового) в современной России

3 Используемые понятия Фактическая (реальная) доступность высшего образования - вероятность (или, понимая их как синонимы, шансы) обучаться в вузе, принадлежащему к одному из кластеров, дающих образование разного качества. Фактическая (реальная) доступность высшего образования - вероятность (или, понимая их как синонимы, шансы) обучаться в вузе, принадлежащему к одному из кластеров, дающих образование разного качества. Неравенство в доступе - зависимость вероятности получить высшее образование от каких-либо социально-демографических факторов. Неравенство в доступе - зависимость вероятности получить высшее образование от каких-либо социально-демографических факторов.

4 Методология исследования Оценивание регрессионных моделей – мультиномиальной и пробит-модели в корректировкой смещенности по Хекману Оценивание регрессионных моделей – мультиномиальной и пробит-модели в корректировкой смещенности по Хекману Зависимая переменная – факт поступления в вуз (не поступил, поступил в обычный вуз, поступил в элитный вуз) Зависимая переменная – факт поступления в вуз (не поступил, поступил в обычный вуз, поступил в элитный вуз) Независимые переменные - объемы семейного капитала Независимые переменные - объемы семейного капитала

5 Какие параметры влияют на доступность образования? Персональные характеристики и личный человеческий капитал Персональные характеристики и личный человеческий капитал Индивидуальные параметры (пол, возраст) Индивидуальные параметры (пол, возраст) Человеческий капитал (успеваемость, тип школы и уровень преподавания, занятия для поступления в вуз) Человеческий капитал (успеваемость, тип школы и уровень преподавания, занятия для поступления в вуз) Поселенческие характеристики (регион, тип поселения места окончания школы). Поселенческие характеристики (регион, тип поселения места окончания школы).

6 Какие параметры влияют на доступность образования? Объемы семейного капитала Объемы семейного капитала Материальный и финансовый капитал (материальная обеспеченность, уровень доходов, наличие компьютера и пр.) Материальный и финансовый капитал (материальная обеспеченность, уровень доходов, наличие компьютера и пр.) Человеческий капитал родителей (уровень образования родителей, статус занятости родителей в период учебы респондента в школе) Человеческий капитал родителей (уровень образования родителей, статус занятости родителей в период учебы респондента в школе) Социальный капитал (состав семьи – количество человек, наличие обоих родителей) Социальный капитал (состав семьи – количество человек, наличие обоих родителей) Культурный капитал (ориентации и ценности респондента, национальность, язык семьи и школы, наличие библиотеки) Культурный капитал (ориентации и ценности респондента, национальность, язык семьи и школы, наличие библиотеки)

7 Информационная база Массив данных – опрос весной 2005 г. (поле – Левада- центр); Массив данных – опрос весной 2005 г. (поле – Левада- центр); Выборка - сельское и городское население РФ в возрасте лет; Выборка - сельское и городское население РФ в возрасте лет; опрошено человек в 48 регионах опрошено человек в 48 регионах Из них: Из них: 166 – учатся в школе; 166 – учатся в школе; 775 – учатся в вузе; 775 – учатся в вузе; 91 – имеют неоконченное высшее образование. 91 – имеют неоконченное высшее образование имеют высшее образование, не учатся; имеют высшее образование, не учатся; не имеют высшего образования, окончили шлолу; не имеют высшего образования, окончили шлолу; Подвыборка модели – 2333 человека, и них Подвыборка модели – 2333 человека, и них 214 – учились или учатся в элитном вузе; 214 – учились или учатся в элитном вузе; 1460 – учились или учатся в обычном вузе; 1460 – учились или учатся в обычном вузе; 659 – не учились в вузе; 659 – не учились в вузе;

8 Причины выбора элитных и обычных вузов (2-3 причины из списка), % ответивших из учившихся в каждом типе вузов.

9 Средние оценки (по типам вузов) учившимися различных параметров вуза и факультета (в 5- балльной шкале).

10 При поступлении в вуз: В элитные вузы (5,9 человек на место) использовали : В элитные вузы (5,9 человек на место) использовали : взятки - 5,6% ; взятки - 5,6% ; подарки или услуги - 5,6%; подарки или услуги - 5,6%; знакомства и связи -15,4% знакомства и связи -15,4% Помогли поступить прежде всего способности и знания - 72,3% Помогли поступить прежде всего способности и знания - 72,3% В обычные вузы (4,1 человек на место) использовали : В обычные вузы (4,1 человек на место) использовали : взятки - 7,8% ; взятки - 7,8% ; подарки или услуги - 4,9% ; подарки или услуги - 4,9% ; знакомства и связи -12,9% знакомства и связи -12,9% Помогли поступить прежде всего способности и знания - 57,6% Помогли поступить прежде всего способности и знания - 57,6%

11 При обучении в вузе: Элитные вузы : Элитные вузы : на дневном отделении - 87% ; на дневном отделении - 87% ; на коммерческой основе - 21% ; на коммерческой основе - 21% ; отличников -22,6 % отличников -22,6 % выбрали бы еще раз тот же вуз и специальность - 65% выбрали бы еще раз тот же вуз и специальность - 65% тот же вуз, но другую специальность - 15% тот же вуз, но другую специальность - 15% Обычные вузы : Обычные вузы : на дневном отделении - 64% ; на дневном отделении - 64% ; на коммерческой основе - 40% ; на коммерческой основе - 40% ; отличников - 14,7 % отличников - 14,7 % выбрали бы еще раз тот же вуз и специальность - 56% выбрали бы еще раз тот же вуз и специальность - 56% тот же вуз, но другую специальность - 11% тот же вуз, но другую специальность - 11%

12 Модель :Реальные шансы (вероятность) получить (иметь) элитное или массовое высшее образование Подвыборка респондентов – все, кто на момент опроса имел образование не ниже среднего общего, т.е. имевшие право поступать в вуз. Подвыборка респондентов – все, кто на момент опроса имел образование не ниже среднего общего, т.е. имевшие право поступать в вуз. Зависимая переменная модели отбора: 1 – респондент имеет высшее образование или в настоящий момент учится в вузе; 0 – не имеет высшего образования и не учится в вузе. Зависимая переменная модели отбора: 1 – респондент имеет высшее образование или в настоящий момент учится в вузе; 0 – не имеет высшего образования и не учится в вузе. Зависимая переменная модели типа вуза : респондент имеет высшее образование или в настоящий момент учится в вузе: 1 – обычный вуз, 2 – элитный вуз. Зависимая переменная модели типа вуза : респондент имеет высшее образование или в настоящий момент учится в вузе: 1 – обычный вуз, 2 – элитный вуз. Метод – модель probit-регрессии с корректировкой смещенности по Хекману. Метод – модель probit-регрессии с корректировкой смещенности по Хекману.

13 Модель типа вуза Модель отбора Окончил школу в Москве или СПетербурге+ + Окончил школу в столице союзн. Или автономной респ. + Окончил школу в областном центре + Окончил школу в районом центре, малом городе + Специализация школы или класса - математика.- Специализация школы или класса – естественные науки+ Специализация школы или класса – иностранный язык- Окончил спецшколу + Окончил гимназию+ + Успеваемость в школе Успеваемость в школе в основном на 5+ + Успеваемость в школе - отличная + Наличие компьютерного класса в школе+ + Доля выпускников школы, поступающих в вузы, 50-80% + Доля выпускников школы, поступающих в вузы, > 80% + Занимался с репетитором из вуза, куда поступал + Занимался на очных курсах вуза, куда поступал +

14 Модель типа вуза Модель отбора Мужской пол + Возраст Возраст Возраст Семейный капитал+ Проживал в неполной семье Количество братьев и сестер У отца высшее образование + У матери высшее образование + У отца среднее специальное образование + Мать – с ВО, рабочая или служащая + Мать – с ВО, работала специалистом + Отец - с ВО, руководитель подразделения. + Отец - с ВО, руководитель госуд. предприятия-

15 Доля молодых людей по категориям образования (элитный вуз, обычный вуз, не имеющие ВО), считавших материальное, общественное положение и наличие связей в семье родителей выше среднего.

16 Образование и занятость отцов (в 14-летнем возрасте респондентов), %, по группам полученного респондентами образования (элитный вуз, обычный вуз, без высшего образования).

17 Образование и занятость матерей (в 14-летнем возрасте респондентов), %, по группам полученного респондентами образования (элитный вуз, обычный вуз, без высшего образования).

18 Выводы В системе российской высшей школы существует значительная дифференциация вузов по типу предоставляемого образования, выражающаяся в качестве преподавания, престиже диплома ; В системе российской высшей школы существует значительная дифференциация вузов по типу предоставляемого образования, выражающаяся в качестве преподавания, престиже диплома ; сильно различаются мотивы поступающих, социальный состав их семей ; сильно различаются мотивы поступающих, социальный состав их семей ; виды семейного капитала, влияющие на доступность высшего образования в целом, и на доступность «элитного» образования, не совпадают виды семейного капитала, влияющие на доступность высшего образования в целом, и на доступность «элитного» образования, не совпадают

19 Выводы если поступить вообще в вуз легче выпускникам школ любого города, по сравнению с сельскими школами, то при поступлении в элитный вуз более высокие шансы имеют школьники Москвы и Петербурга ; если поступить вообще в вуз легче выпускникам школ любого города, по сравнению с сельскими школами, то при поступлении в элитный вуз более высокие шансы имеют школьники Москвы и Петербурга ; высшее образование родителей дает лучшие возможности детям также получить высшее образование, однако не влияет на то, в какой именно вуз поступит ребенок – тут важнее должность родителей, в первую очередь матери; высшее образование родителей дает лучшие возможности детям также получить высшее образование, однако не влияет на то, в какой именно вуз поступит ребенок – тут важнее должность родителей, в первую очередь матери;

20 Выводы Если тип школы и успеваемость влияют на доступность высшего образования в целом, то в элитные вузы чаще поступают дети с отличной успеваемостью и из школ со статусом гимназии ; Если тип школы и успеваемость влияют на доступность высшего образования в целом, то в элитные вузы чаще поступают дети с отличной успеваемостью и из школ со статусом гимназии ; существенным фактором, помогающим попасть в элитный вуз, является подготовка к поступлению на курсах или с репетитором из этого вуза ; существенным фактором, помогающим попасть в элитный вуз, является подготовка к поступлению на курсах или с репетитором из этого вуза ; для «младшей» когорты (25 лет и меньше) число влияющих параметров гораздо выше, как для поступления в вуз вообще, так и, особенно, для поступления в элитный вуз для «младшей» когорты (25 лет и меньше) число влияющих параметров гораздо выше, как для поступления в вуз вообще, так и, особенно, для поступления в элитный вуз