АНДРАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПОДГОТОВКИ, ПЕРЕПОДГОТОВКИ И ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ ВЫСШЕЙ МЕДИЦИНСКОЙ ШКОЛЫ Змеёв С.И Волгоград, 2011 © С.И.Змеёв
АДЕКВАТНОСТЬ различных подходов, принципов и технологии обучения различных подходов, принципов и технологии обучения социально-психологическим особенностям обучающихся, целям, задачам и условиям обучения. социально-психологическим особенностям обучающихся, целям, задачам и условиям обучения.
Обучающиеся преподаватели 1) осознают себя самостоятельными, самоуправляемыми личностями; 2) накапливают все больший запас жизненного опыта, который становится важным источником их обучения;
3) их готовность к обучению (мотивация) определяется стремлением при помощи учебной деятельности решить свои жизненно важные проблемы и достичь конкретных целей; 4) они стремятся к безотлагательной реализации приобретенных знаний, умений, навыков, личностных качеств и ценностных ориентаций; Обучающиеся преподаватели
5) их учебная деятельность в значительной мере обусловлена временными, пространственными, бытовыми, профессиональными, социальными факторами (условиями). Обучающиеся преподаватели
ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ удовлетворение конкретных и индивидуализированных образовательных потребностей. удовлетворение конкретных и индивидуализированных образовательных потребностей.
сжатый бюджет времени, сжатый бюджет времени, краткие сроки обучения, краткие сроки обучения, совмещение обучения с выполнением профессиональных обязанностей. совмещение обучения с выполнением профессиональных обязанностей. УСЛОВИЯ ОБУЧЕНИЯ
при обучении по учебной дисциплине «Андрагогические основы организации обучения» при обучении по учебной дисциплине «Андрагогические основы организации обучения» на кафедре теории и технологии обучения в высшей школе ФУЭЗ на кафедре теории и технологии обучения в высшей школе ФУЭЗ Применение андрагогических принципов
Принцип приоритета самостоятельного обучения На самостоятельное освоение учебного материала отводится учебного времени и лишь посвящена аудиторным занятиям. На самостоятельное освоение учебного материала отводится учебного времени и лишь посвящена аудиторным занятиям.
слушатели совместно с обучающим планируют учебную деятельность с учетом своих потребностей и индивидуальных условий основной деятельности и обучения. слушатели совместно с обучающим планируют учебную деятельность с учетом своих потребностей и индивидуальных условий основной деятельности и обучения. Принцип совместной деятельности обучающегося с обучающим
обмен опытом обучения, систематизация, структуризация опыта профессиональной деятельности обучающихся на базе современных теоретических концепций и технологических положений об организации обучения. обмен опытом обучения, систематизация, структуризация опыта профессиональной деятельности обучающихся на базе современных теоретических концепций и технологических положений об организации обучения. Принцип опоры на опыт обучающегося
1. обучение ориентировано на повышение эффективности профессиональной деятельности преподавателя высшей медицинской школы и на совершенствование личностей обучающихся. 1. обучение ориентировано на повышение эффективности профессиональной деятельности преподавателя высшей медицинской школы и на совершенствование личностей обучающихся. Принцип контекстности обучения
2. обучение организовано с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности слушателей и их пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов (условий). 2. обучение организовано с учетом профессиональной, социальной, бытовой деятельности слушателей и их пространственных, временных, профессиональных, бытовых факторов (условий). Принцип контекстности обучения
Принцип актуализации результатов обучения все, что изучают слушатели, они сразу же используют в своей практической работе преподавателей все, что изучают слушатели, они сразу же используют в своей практической работе преподавателей.
Принцип осознанности обучения слушатели вместе с преподавателями посвящают значительное время осознанию, осмыслению всех параметров процесса обучения и своих действий по его организации. слушатели вместе с преподавателями посвящают значительное время осознанию, осмыслению всех параметров процесса обучения и своих действий по его организации.
индивидуализации, системности, элективности обучения и развития образовательных потребностей в определенной степени реализуются, но пока недостаточно. индивидуализации, системности, элективности обучения и развития образовательных потребностей в определенной степени реализуются, но пока недостаточно. Принципы
Андрагогические принципы реализуются при выполнении определенных операций, действий и функций обучающимися и обучающими на этапах диагностики, планирования, создания благоприятных условий, реализации, оценивания и коррекции процесса обучения. Андрагогические принципы реализуются при выполнении определенных операций, действий и функций обучающимися и обучающими на этапах диагностики, планирования, создания благоприятных условий, реализации, оценивания и коррекции процесса обучения. Технология обучения взрослых
андрагогические принципы позволяют реально повысить эффективность и результативность процесса обучения преподавателей по рассматриваемой дисциплине. андрагогические принципы позволяют реально повысить эффективность и результативность процесса обучения преподавателей по рассматриваемой дисциплине. Эффективность применения андрагогических принципов
Эффективность применения андрагогических принциповe преподаватели, обучавшиеся на данном курсе обучения, констатировали приобретение и использование в своей собственной практике навыков обучения по андрагогической модели преподаватели, обучавшиеся на данном курсе обучения, констатировали приобретение и использование в своей собственной практике навыков обучения по андрагогической модели.
Около 75% обучавшихся изменили свое представление об обучающихся и стали рассматривать их не как объекты, а как субъекты процесса обучения. Около 75% обучавшихся изменили свое представление об обучающихся и стали рассматривать их не как объекты, а как субъекты процесса обучения. 83% опрошенных признали, что изменили свой в основном авторитарный стиль преподавания на личностно-ориентированный. 83% опрошенных признали, что изменили свой в основном авторитарный стиль преподавания на личностно-ориентированный. Результативность обучения
у 60% участвовавших в анализе результатов обучения преподавателей изменилась самооценка, став более самокритичной и творческой. у 60% участвовавших в анализе результатов обучения преподавателей изменилась самооценка, став более самокритичной и творческой. Результативность обучения
Анализ результатов анкетирования слушателей в процессе зачетных сессий и выпускных квалификационных работ, защищённых выпускниками факультета, позволяют сделать вывод о необходимости шире внедрять андрагогические принципы в практику обучения на всех уровнях обучения в медицинском вузе, прежде всего при обучении, переподготовке и повышении квалификации преподавателей. Анализ результатов анкетирования слушателей в процессе зачетных сессий и выпускных квалификационных работ, защищённых выпускниками факультета, позволяют сделать вывод о необходимости шире внедрять андрагогические принципы в практику обучения на всех уровнях обучения в медицинском вузе, прежде всего при обучении, переподготовке и повышении квалификации преподавателей. Выводы