1 Концепция законодательного регулирования предпринимательской и профессиональной деятельности на рынке недвижимости Вице-президент Российской Гильдии риэлторов Апрелев К.Н. XIV Национальный конгресс по недвижимости г.Москва, г.
Новые вызовы профессионалам на рынке недвижимости Снижение имиджа профессии, демпинг в рекламе услуг, увеличение рекламных расходов и снижение их эффективности. Снижение квалификации работающих специалистов и качества услуг зависящих от квалификации и порядочности исполнителей.
Увеличение расходов на развитие бизнеса, возрастание недобросовестной конкуренции и предпринимательских рисков. Сохранение финансовой непрозрачности бизнеса, увеличение его уязвимости и снижение устойчивости. Новые вызовы профессионалам на рынке недвижимости
Кому необходимо регулирование сферы услуг на рынке недвижимости Государству - Правовое обеспечение единой государственной политики на рынке недвижимости Обществу в целом - Обеспечение стабильности оборота недвижимого имущества и надежности совершаемых сделок Потребителям - Эффективная защита интересов потребителей риэлторских услуг
Кому необходимо регулирование сферы услуг на рынке недвижимости Риэлторам - Гарантии добросовестной конкуренции - Защита интересов профессиональных участников РН -Формирование профессии и профессиональных принципов оказания услуг. -Закрепление норм профессиональной этики и стандартов практики.
6 Ретроспектива регулирования Рынок недвижимости до лицензирования Лицензирование как инструмент регулирования (1994 г. – 2002 г.) Добровольная сертификация и аттестация с 2002 г. Приток неквалифицированных кадров в АН и «предпринимателей» вне закона Отсутствие этических норм и профессиональных требований для недобросовестных и неквалифицированных участников рынка Дискредитация профессиональных публично практикующих риэлторов и недоверие к профессии
7 Что есть у публично практикующих профессионалов (РГР)? Кодекс профессиональной этики Стандарты практики Апробированная система добровольной сертификации услуг на рынке недвижимости Работающая система аттестации специалистов. Стандарты и требования к квалификации специалистов Работающие и развивающиеся с 2002 года программы и инструменты регулирования предпринимательской деятельности Закон о СРО и возможность добровольного членства в СРО
Существующая система сертификации услуг, как инструмент саморегулирования Для потребителя: Высокое качество услуг и простота критериев выбора качественной услуги. Оперативность рассмотрения претензий и разрешения споров. Гарантированность возмещения ущерба. Для территориальных и профессиональных объединений: Влияние на формирование профессиональных стандартов. Расширение контактов с органами власти, общественностью и СМИ. Повышение авторитета и влияния в регионе. Утверждение профессии и требований к квалификации. Борьба с недобросовестной конкуренцией Для Брокера и Агентства: Получение конкурентных преимуществ в рекламе и маркетинге услуг. Повышение уровня квалификации специалистов. Повышение прозрачности и управляемости бизнеса. Эффективная система разрешения споров и конфликтов. Устранение недобросовестной конкуренции Для Помощника Брокера (Агента): Наличие понятных принципов подготовки и повышения квалификации. Развитие профессиональных стандартов и принципов участия в бизнеса. Упрощение переговорных процедур и договорных отношений. Рост значимости и престижа профессии. Для СМИ и органов власти: Гарантированность качества услуг и возмещения ущерба. Добросовестность конкуренции. Защищенность потребителя и его прав. СЕРТИФИКАЦИЯ Качество Компетентность Надежность
9 Почему риэлторские объединения не могут работать в рамках существующего закона о саморегулируемых организациях ФЗ 315 от 01 декабря 2007 г. 1. Добровольность членства в СРО не позволяет ограничить участие в сопровождении сделок на рынке недобросовестных участников. 2. Уже сегодня реализовано делегирование значительного объема функций по саморегулированию региональными объединениями на национальный уровень и восстановление этих функций на региональном уровне требует новых затрат и создания дублирующих органов для обеспечений функций саморегулирования.
3. В сделках на рынке всегда участвуют два риэлтора, и если один в СРО, а другой нет, то: -Невозможно гарантировать качества совершаемой сделки. -Не может быть разных стандартов деятельности для разных СРО, сделку совершить невозможно, необходимы единые для исполнения всех СРО национальные стандарты. Почему риэлторские объединения не могут работать в рамках существующего закона о саморегулируемых организациях ФЗ 315 от 01 декабря 2007 г.
11 4. На рынке недвижимости уже реализована эффективная модель добровольного саморегулирования, но недобросовестные участники продолжают на нем работать. Требуется время и эволюция рыночных отношений. 5. Сфера сделок с жильем является социально значимой и важной для реализации политики государства (угроза потери единственного жилья). Почему риэлторские объединения не могут работать в рамках существующего закона о саморегулируемых организациях ФЗ 315 от 01 декабря 2007 г.
Недобросовестная конкуренция между СРО за членов. Недостаточность ресурсов для разработки стандартов профессиональной деятельности. Недобросовестность исполнения СРО своих функций по ограничению доступа к профессии. Существующие проблемы профессионального регулирования не решенные принятием закона СРО
13 Непрозрачность деятельности СРО и принимаемых органами управления решений для институтов гражданского общества. Отсутствие демократичности процедур выборов и ротации представителей в органах управления СРО. Отсутствие должного контроля за квалификацией специалистов работающих в компаниях членах СРО. Существующие проблемы профессионального регулирования не решенные принятием закона СРО
14 Невозможность контроля за деятельностью членов на удаленных территориях. Неспособность качественно управлять компенсационными фондами. Неэффективное распределение компетенции в пользу исполнительных органов СРО, ущемление компетенции коллегиального органа Управления. Существующие проблемы профессионального регулирования не решенные принятием закона СРО
15 Законодательно закрепить необходимость создания Национальных объединений Саморегулируемых организаций в каждой из отраслей профессиональной деятельности Определить исчерпывающий перечень компетенций, которыми должны быть наделены Национальные объединения. Предлагаемые решения существующих проблем СРО и инструменты развития системы саморегулирования
16 Обеспечить демократичность процедур выборов и ротации представителей в органах управления Национальных объединений СРО и самих СРО. Обеспечить публичность, прозрачность и транспарентность принимаемых СРО и Национальными объединениями решений и документов. Создание Наблюдательного совета. Предлагаемые решения существующих проблем СРО и инструменты развития системы саморегулирования
17 Для чего нужен закон о РД? Необходимы единые стандарты для профессиональных участников рынка недвижимости. Обязательность членства в СРО и требований к квалификации специалистов. Идентификация состава услуги. Закрепление эффективно работающей системы сертификации услуг компаний. Закрепление существующих стандартов системы аттестации специалистов Закрепление сложившейся терминологии и опробованных временем инструментов регулирования доступа к профессии.
18 Содержание риэлторской деятельности Состав риэлторских услуг Обязательность членства в Территориальном и Национальном СРО по месту постановки на налоговый учет Требования риэлтора к сотрудникам и их квалификации. Ответственность риэлтора перед клиентом Единство национальных стандартов и норм деловой и профессиональной этики Демократические и публичные формы управления Территориальным и Национальным объединениями СРО Риэлторов Сроки и процедуры переходного периода для функционирующих объединений Конспект Закона о РД
19 Риэлтор – субъект предпринимательства Формат СРО – некоммерческое партнерство Обязательное членство всех риэлторов Территориальный принцип СРО Распределение функций СРО по уровням территориальным и национальным Требования к учредительным документам, демократичности и прозрачности процедур и принимаемых решений Регулирование деятельности специалистов Основные положения
20 Юридические лица и индивидуальные предприниматели имеют право осуществлять риэлторскую деятельность только при условии членства в СРО и соответствия требованиям Национального стандарта и Правил риэлторской деятельности Реестр риэлторов (юридических лиц и индивидуальных предпринимателей) является открытым. В нем указывается принадлежность риэлтора к СРО Одновременное членство в Территориальном и Национальном СРО
21 Все сотрудники юридических лиц и ИП, осуществляющие риэлторскую деятельность и непосредственно участвующие в исполнении риэлторских услуг, должны иметь квалификационный аттестат. Квалификационный аттестат не связан с местом работы специалиста Реестр аттестованных специалистов является открытым. В нем указывается срок действия аттестата и место работы специалиста Аттестованный специалист может быть исполнителем риэлторской услуги только как ИП или сотрудник юридического лица или ИП Аттестация
22 Входят все субъекты предпринимательства (Риэлторы), члены территориальных СРО. Компетенция: - формирование и актуализация стандартов профессиональной деятельности. - разработка и утверждение стандартов обучения и оценки квалификации специалистов. - разработка и утверждение стандартов управления территориальных СРО Риэлторов. Национальное объединение СРО
23 - Контроль и надзор за деятельностью территориальных СРО на предмет соответствия демократическим процедурам и прозрачности принимаемых решений для общества и профессионалов. - Взаимодействие с федеральной законодательной и исполнительной властью, средствами массовой информации, защита интересов своих членов, представительство на международном уровне. Национальное объединение СРО
24 В СРО входят юридические лица и индивидуальные предприниматели, состоящие на налоговом учете на территории СРО Компетенция: - Обучение и обязательная аттестация специалистов, ведение реестра квалифицированных специалистов и членов Территориального СРО. - Создание дисциплинарных органов. Надзор за профессиональной деятельностью членов, рассмотрение претензий потребителей и разрешение споров Территориальное СРО
25 - Взаимодействие с законодательной и исполнительной властью местного уровня, защита интересов своих членов. Взаимодействие со СМИ - Создание профессиональных сервисов для ведения бизнеса членов, информационные базы, МЛС, реклама и иных программ - Участие в органах управления, представительство в Национальном объединении СРО Территориальное СРО
26 - Обеспечение публичности всех принимаемых решений органами Управления -Обеспечение ответственности перед потребителем услуг, страхование профессиональной ответственности, создание компенсационных фондов - Создание органов по разрешению споров и рассмотрению претензий потребителей Территориальное СРО
27 - Органы, контролирующие прозрачность и транспарентность организации и принимаемых решений (Наблюдательный Совет) - Обеспечение демократической модели управления организации и ротации представителей в органах управления. Территориальное СРО
28 Спасибо за внимание! Надеемся на скорейшее принятие поправок к закону о саморегулируемых организациях и принятие закона о риэлторской деятельности.
29 Вице-Президент Российской Гильдии Риэлторов Апрелев К.Н.