Основные характеристики тревожных детей : неуверенность в себе неустойчивая самооценка безынициативность дисциплинированность излишняя аккуратность примерность
*в виде агрессии, направленной на других * отказ общения, избегая лиц от которых исходит угроза * уход ребенка в мир фантазий
девочки: * родные * друзья * учителя *«опасные люди» мальчики: * боязнь физических травм, несчастных случаев *наказаний от родителей, учителей В младшем школьном возрасте девочки более тревожны
отрицательное действие на формирование креативного творческого мышления, для которого естественны также такие личностные черты, как отсутствие страха перед новым, неизвестным
графическая методика «Кактус» рисуночный тест «Дом. Дерево. Человек» методика диагностики уровня тревожности Филлипса шкала самооценки уровня тревожности Стилберга и Ханина тест тревожности Теммпл, Амен, Дорки
завышенные требования, неадекватные возможности ребенка авторитарный стиль педагога, воспитателя противоречивые требования сам педагог демонстрирует высокий уровень тревожности
отсутствие сравнений ребенка с другими учащимися стимуляция оптимистического взгляда на возможности ученика по возможности избежания низких отметок целенаправленное создание «ситуаций успеха» при работе с чем-то новым - бережное отношение к тревожным детям (отсутствие спешки)
целесообразные репетиции, «проигрывание» тревожных мероприятий понимание важности четких, понятных и последовательных требований четкая аргументация своей позиции построение мероприятия, урока таким образом, чтобы мотивацией был не страх, а интерес к процессу, увлечение
индивидуальная критика внимательное отслеживание совершенствования ученика ориентация на возрастные, индивидуальные особенности ученика, учет темперамента сдержанность и приемы саморегуляции избегание эмоциональной депривации
использование приемов релаксации опора на идеи православной педагогики контроль над мышлением
концентрация внимания вера в свои силы вера в поддержку лидера и его силы
приветливое, доброжелательное лицо педагога подбор цветов в одежде контроль над жестикуляцией аудильное восприятие тактильные контакты