Модернизация системы досрочных пенсий В.Д. Роик, доктор экономических наук, профессор Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации Федеральное государственное унитарное предприятие НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОГО СТРАХОВАНИЯ Москва 2011
Характеристики существующей системы досрочных пенсий Слайд 1 Виды досрочных пенсий – четыре группы оснований : вредные условия труда, северные условия проживания; повышенная психофизиологическая нагрузка, пониженная трудоспособность; Круг охвата – треть численности пенсионеров по старости и четверть занятых; Финансовый механизм – отсутствует целевой финансовый источник ; три четверти получателей досрочных пенсий продолжают работать на тех же рабочих местах; 90% опрошенных считают, что отмена досрочных пенсий будет несправедливой мерой.
Критерии предоставления - вредные условия труда; - неблагоприятные природно-климатические условия Севера и приравненные к ним территории; - повышенные требования к психофизиологическим нагрузкам (водолазы, летный состав, бригады железнодорожного транспорта и т.д.) - повышенная эмоциональная нагрузка- «психологическое выгорание» - врачи, учителя и т.д. - пониженная трудоспособность - инвалиды вследствие военной травмы, инвалиды по зрению, лилиппуты и т.д. Слайд 2
УЗЛОВЫЕ ПРОБЛЕМЫ Уровни профессиональных рисков характерны для трети и половины занятых в базовых отраслях экономики России Методы оценки рисков - не разработаны Нормативная база – не страховая Оплата досрочных пенсий, оплачивается не работодателями, а всеми пенсионерами. Слайд 3
Уровни профессиональных рисков в России удельный вес работников, занятых во вредных условиях труда: - в угольной промышленности - 50% - в черной металлургии - 40%; - в целлюлозно-бумажной - 35%; - в авиационной промышленности - 30%. Слайд 4
Оценка расходов на досрочные пенсии за работу во вредных условиях труда Расходы - 400,0 млрд. рублей в год. Цена вопроса: работник, выходя на пенсию должен был бы обходится работодателю: по Списку 1 - в 2 млн. рублей или - 25% от ЗП По Списку 2 – в 1,0 млн.рублей или – 10% от ЗП Сегодня российские работодатели не платят за это ни одной копейки. Слайд 5
Последствия не страхового механизма досрочных пенсий Воспроизводит новые поколения получателей досрочных пенсий Воспроизводит рабочие места с вредными условиями труда Генерирует иждивенческие настроения у работодателей и работающих Слайд 6
Возможные пути решения проблемы Расширить период оценки профессионального риска на весь период трудовой деятельности и после трудовой жизнедеятельности застрахованных работников; Проводить определения страхового тарифа с учетом реальной продолжительности трудовой деятельности в данных производствах: - 20 лет для Списка лет для Списка 2 Слайд 7
Предлагаемая система оценки профессионального риска Аттестация рабочих мест и выявления наиболее опасных факторов риска; Гигиеническая оценка воздействия всей совокупности факторов риска; Углубленные медицинские осмотры работников; Оценка досрочной утраты трудоспособности; Оценка всех видов затрат, связанных с утратой трудоспособности Слайд 8
Предлагаемая финансовая модель формирования системы профессиональных пенсий - сочетание личной ответственности работодателей и работников- оплата не менее 50% финансовой страховой нагрузки и субсидиарной поддержки государства не менее 40%: Список 1 Государство – 7% Работодатель – 5% Работник - 2% Список 2: Государство – 5% Работодатель – 4% Работник - 1% Слайд 9
Механизм введения- постепенный, только для вновь поступающих, страховая нагрузка на работодателей щадящая, в % от ЗП По предприятиям с различной долей досрочных пенсионеров Начало г.Период устойчивого тарифа г. Период максимального тарифа – 2050 г. с низкой долей - РЖД 0,10,50,6 со средней долей – химическое производство 0,253,04,0 с высокой долей - металлургия 0,33,55,0 с максимально высокой долей- угольная промышленность 0,54,56,0 Слайд 10
Спасибо за внимание! Слайд 11