1 Круглый стол «Проблемы пенсионной системы в эпоху модернизации» 18 марта 2011 г. Реформа досрочных пенсий в связи с вредными и тяжелыми условиями труда Предложения Экспертного совета при Общественном совете по инвестированию средств пенсионных накоплений при Президенте Российской Федерации
2 Проблемы досрочных пенсий в России 2 Наличие значительного количества досрочных пенсий, назначающихся по различным основаниям, является проблемой для пенсионной системы России. Финансирование досрочных пенсий отвлекает из пенсионного бюджета около четверти всех финансовых ресурсов. При этом более 73% получателей досрочных пенсий по старости, не достигших общеустановленного пенсионного возраста, продолжают работать, причем ¾ - на тех же рабочих местах.
3 Основные положения реформы досрочных пенсий по вредным условиям труда 3 Досрочная пенсия по вредным условиям труда на основании Списков 1 и 2 будет выплачиваться из накопительных Профессиональных Пенсионных Систем (ППС), создаваемых работодателями в негосударственных пенсионных фондах. Досрочная пенсия по вредным условиям труда будет выплачиваться из ППС только в досрочный период. ППС будут охватывать работников, вновь принимаемых по специальностям, дающим права на досрочные пенсии.
4 Основные положения реформы досрочных пенсий по вредным условиям труда 4 Финансирование досрочных пенсий будет осуществляться за счет дополнительных страховых взносов работодателя и работника, а также за счет государственных субсидий. Субсидии государства могут предоставляться в виде дополнительных взносов в ППС, либо в виде надбавки от государства к досрочным пенсиям, выплачиваемых за счет накоплений ППС. Предлагается увеличить на 5 лет общий страховой стаж для получения права на досрочные пенсии в полном объеме. В результате он составит: - по Списку 1: для мужчин - 25 лет, для женщин - 20 лет; - по Списку 2: для мужчин - 30 лет, для женщин - 25 лет.
5 Возможные тарифы работодателя для финансирования ППС 5 Страховые взносы Работодателя в ПФР Базовая часть Страховая часть Накопительная часть Суммарный тариф страхового взноса для лиц 1966 года рождения и старше 6,00%16,00%0,00%22,00% для лиц 1967 года рождения и моложе 6,00%10,00%6,00%22,00% для лиц, впервые поступающих на работу во вредных условиях труда по Списку 1 6,00%10,00% 18,00% (6%+12%) 34,00% для лиц, впервые поступающих на работу во вредных условиях труда по Списку 2 6,00%10,00% 14,00% (6%+8%) 30,00%
6 Коэффициент замещения по досрочным пенсиям 6 При указанных тарифах страховых взносов работодателя личные обязательные страховые взносы работника от заработной платы составят 1,6% (по Списку 1) и 0,7% (по Списку 2). Субсидии государства по Списку 1 составят 5,5%, а по Списку 2 могут и не понадобиться. Они будут назначаться с учетом фактического уровня дополнительной нагрузки на работодателя. В этих условиях величина коэффициента замещения по досрочным пенсиям в течение досрочного периода с учетом государственных субсидий составит 30%.
7 Ожидаемые результаты реформы досрочных пенсий 7 В результате предлагаемой реформы: - выплаты досрочных пенсий сохраняться на приемлемом уровне; - нагрузка на бюджет ПФР будет постепенно сокращаться; - совокупная нагрузка на фонд оплаты труда работодателей по обязательным взносам на пенсионное страхование всех работников предприятия будет реально ниже существующего уровня.
8 Дополнительная нагрузка на работодателя 8