0 Обеспечение удобства получения государственных услуг и социальных выплат Электронное правительство Повышение эффективности управления ресурсами СУЩЕСТВУЮЩАЯ СИСТЕМА РАСЧЕТОВ НЕ ПОЗВОЛИТ РЕАЛИЗОВАТЬ ЭЛЕКТРОННОЕ ПРАВИТЕЛЬСТВО В ПОЛНОМ ОБЪЕМЕ Барьеры для граждан Отсутствие доступа к информации о выставленных счетах и доступных социальных услугах (выплатах) Необходимость очного обращения, заполнения и хранения бумажных документов Значительные ограничения в части выбора банка для получения социальных выплат/оплаты госуслуг Барьеры для госорганов Высокая трудоемкость и стоимость обслуживания бумажного документооборота и наличного денежного обращения Отсутствие возможности оперативного учета транзакций и контроля
РЕГИОНАЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ ИМЕЮТ РЯД НЕДОСТАТКОВ Опыт пилотных регионов по организации выдачи социальной карты выявил следующие недостатки: Использование в картах международных платежных систем Ограничение конкуренции зависимость от зарубежных платежных систем невозможность добавления новых услуг (оплаты через мобильный телефон и др.) высокая комиссия по совершенным транзакциям невозможность использования для получения федеральных услуг, а также в других регионах привязка карты к одном банку Ограниченный набор услуг Региональные проекты (Москва, Башкирия, ХМАО) 1
2 НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА Задача 1. Стимулирование перехода на безналичные расчеты в рамках совершения транзакций между населением и госорганами Задача 1. Стимулирование перехода на безналичные расчеты в рамках совершения транзакций между населением и госорганами Задача 2. Создание единого средства доступа к госуслугам и информации о совершенных транзакциях Задача 2. Создание единого средства доступа к госуслугам и информации о совершенных транзакциях Формирование на рынке внутригосударственных расчетов национальных карточных систем: EAPS (Европейский союз. Создан в рамках SEPA) DISCOVER CARD (США) China Union Pay (КНР и соседи/партнеры) JCB (Япония) Формирование на рынке внутригосударственных расчетов национальных карточных систем: EAPS (Европейский союз. Создан в рамках SEPA) DISCOVER CARD (США) China Union Pay (КНР и соседи/партнеры) JCB (Япония) Мировая практика Создание национальной платежной системы
3 НПС Введение единого счета гражданина в НПС, который должен быть уникальным и несменяемым Обеспечение однозначной идентификации гражданина в НПС Развитие конкуренции Возможность выдачи банковских карт НПС в любом авторизованном банке, а также использования в НПС одновременно других платежных систем, в том числе глобальных Использование любых доступных средств оплаты (мобильных телефонов, терминалов моментальной оплаты, банкоматов) Использование карты НПС как уникального ключа доступа к государственным и другим услугам Удобство для граждан Оператор НПС не может быть коммерческим банком Членами НПС должны стать до 80 процентов российских банков Осуществление социальных выплат в безналичной форме с использованием инфраструктуры всех банков-членов НПС ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ МЕЖДУ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И НАСЕЛЕНИЕМ
4 Карта 2 Номер в НПС ОГВ … ОГВ 2 ОГВ 1 Карта 1 Карта 3 Доступ к персонифицированной информации о платежах Межбанковский процессинг Система электронных счетов Система обра- ботки и учета поступлений и выплат Регистр счетов граждан в НПС Оператор национальной платежной системы Квитанция Банк … Банк 2 Банк 1 ПРЕДЛАГАЕМАЯ СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ НПС
5 Возможность предоставления госуслуг в электронном виде Возможность использования карты для получения доступа к социальным и другим услугам (например, оплате проезда) Более выгодные для банков условия участия в НПС чем в глобальных системах Развитие конкуренции между банками «Оседание» транзакционной комиссии в России до 120 млрд. рублей в год Политические Экономические Социальные Независимость системы безналичных расчетов от зарубежных платежных систем Создание НПС как основы формирования в России регионального финансового центра НАЦИОНАЛЬНАЯ ПЛАТЕЖНАЯ СИСТЕМА КАК ОСНОВА ИНФРАСТРУКТУРЫ БЕЗНАЛИЧНЫХ РАСЧЕТОВ
6 ПРЕДЛАГАЕМЫЙ ПЛАН ДЕЙСТВИЙ Создание инфраструктуры Нормативно- правовое обеспечение Организационное обеспечение Принятие федерального закона «О национальной платежной системе» Создание некоммерческого оператора, регулируемого государством Создание единого процессингового центра, единой системы биллинга, единого информационного центра ведения социального реестра