Мозговая атака или брейнсторминг. Мозговой штурм – коллективный метод поиска новых технических идей и решений.
Цель мозгового штурма получение большого количества различных идей и предложений в ограниченное время (обычно 20 мин). снятие барьера психологической инерции в результате запрета критики и поощрения самых неординарных высказываний. Создание благоприятного повышенного эмоционального фона, необходимого для получения качественно новых идей, достигается в благожелательной, дружелюбной атмосфере.
Мозговой штурм состоит из двух фаз. Генерации идей и их последующей оценки. Рациональной основой мозгового штурма является усиление эвристичности за счет использования случайности, которая возникает вследствие принципиальной непредсказуемости ассоциативных рядов, возникающих в группе людей, появления дальних ассоциативных связей из-за присутствия в группе людей с различной профессиональной ориентацией. Эта фаза представляет собой работу высокого творческого уровня, заключающуюся в преобразовании неожиданных, а иногда фантастических идей в реальные технических предложения. В качестве экспертов могут выступать участники мозгового штурма.. Вторая фаза мозгового штурма заключается в осуществляемом группой экспертов анализе высказанных идей, зафиксированных в протоколе мозгового штурма.
. Существуют разновидности мозгового штурма: прямая мозговая атака, обратная мозговая атака (поиск недостатков технической системы), двойная мозговая атака, комбинированные виды мозговой атаки.
смысл брейсторминговой сессии заключается в свободном течении идей, когда все участники одинаково неподготовлены и не скованы предварительными формулировками, которые могут ограничить свободное мышление и погасить энтузиазм. Нет необходимости заранее в письменном виде раздавать участникам «техническое задание», чтобы все пришли на сессию с «домашними заготовками»
Главное действующее лицо сессии фасилитатор (facilitator), или организатор. Он управляет процессом и подводит итоги сессии. Создает благоприятный повышенный эмоциональный фон, необходимый для получения качественно новых идей,