Семинар «Особенности физкультурно – оздоровительных мероприятий в МБДОУ»
Цель: Совершенствовать методику проведения физкультурно – оздоровительных мероприятий в воспитательно – образовательном процессе
«Проблема организации физкультурно – оздоровительной деятельности детей в современном детском саду. Методическое сопровождение». Применение комплексного планирования в воспитательно – образовательном процессе Физкультурные занятия в детском саду «Занимательная физкультура для дошколят»
Времяпонедельник Утро Круг друзей Составление рассказов по теме «Мой детский сад» Цель: вовлекать детей в кол. Разговор подводить к составлению небольших текстов, повторить правила поведения в детском саду. Стр 157 (8) Совместн ая деятельнос ть в игровых центрах *д/и «Покажи столь ко же. Цель: формировать умение соотносить числа с цифрой и карточкой с кружками, упражнять в счете в пределах 5. Стр6 (5); *Разучивание сьтихотворения «Обида» Г. Сагпир. Цель: развивать способность эмоционально и выразительно читать наизусть короткие стихотворения. * чтение 3 главы из книги Н Носова «Приключение незнайки и его друзей». Цель: приобщать к художественной литературе, формировать запас литературных впечатлений. Труд Хозяйственно – бытовой труд: «Мы помощники». Цель: формировать умение планировать свою деятельность при выполнении индивидуальных поручений (протирать пыль) Полина, Настя, Захар. Индивидуа льная работа д/и «Угадай игрушку». Цель: формировать у детей умение находить предмет ориентируясь на его основные признаки, активизировать ДА детей. Ваня А, Максим. Гимнастик а (разные виды) Пальчиковая гимнастика «Семья». Цель: развивать мелкую моторику рук, закреплять умение выполнять упражнения правильно. К.Г.Н И.у. «Чистюля». цель: совершенствовать К.Г.Н., формировать здоровье сберегающие компетенции: формировать умение относиться к своему здоровью позитивно, знать и применять правили личной гигиены, заботиться о собственном здоровье. СУСДД н/и «мои первые цифры», атрибуты для с/р игры «Детский сад, предметы заместители», д/ строительный набор, мелкие игрушки для обыгрывания, набор для детского творчества.
I половина дня НОД: 1 Познание ФЭМП занятие 2 стр 39 (1) 2 х/т Предметная лепка «Наши любимые игрушки» стр 37 (1) 3 Физическая культура сюжетно – игровое «Мы спорцмены» Рунова М.А. стр 101 Прогулка: наблюдение И/м «Найди, узнай и назови» Цель: уточнить знания детей об основных частях дерева, упражнять в различении листьев по цвету, величине, форме, ориентироваться в пространстве. подвижные игры, игровые упражнения П/и «Раз, два, три – дерево найди». Цель: познакомить детей с правилами игры, упражнять в беге, развивать внимание и координацию движений. труд в природе И/м «маленькие дворники». Цель: мотивировать детей на уборку на участке, воспитывать экологическую культуру и любовь к труду. Развивать ДА индивидуальная работа по развитию ОД И/ упр. «Не промахнись». Цель: упражнять детей в метании в цель, развивать глазомер Стёпа А, Олеся Т, Дима Р. СУСДД Велосипед, мячи, наборы для игр с песком, и инвентарь для труда, демонстрационный материал «Деревья»
II половина дня Зарядка после сна «Дружные ребята» Закаливание Полоскание горла питьевой водой НОД- Совместная деятельность в игровых центрах *Театрализованая игра «Попробуй измениться». Цель: упражнять детей в изображении героев с помощью мимики, жестов. Создать эмоционально – благоприятную атмосферу для дружеских взаимоотношений. Стр 77 (12) *Работа в тетрадях Колесниковой ОД 1 задание 3,4. *Эксперимент «Умная галка». Цель: познакомить детей с тем, что уровень воды повышается если в воду класть предметы. Стр. (10) *Чтение энциклопедии «Времена года. Осень». Индивидуальная работа Доработать творческую работу по изо д-ти «Наши любимые игрушки». Вика Р, Саша К. Развлечения, презентация проектов -
Вечер СУСДД в группе Тренажёр «Ходок», «Степ доска», модели ОРУ, спортивный инвентарь для и/упр. «Достань до предмета». Игровые атрибуты для сюжетно – ролевой игры «Мы спортсмены». Энциклопедия «Азбука здоровья». н/и «Валеология». Взаимодействие с семьей Консультация «Физическое развитие вашего ребёнка». Цель: о небходимости и значении физкультурной формы для занятий в зале и на прогулке. Прогулка: подвижная игра «Мы весёлые ребята». Цель: закрепить знания правила игры, умение их соблюдать.
Физическое здоровье – основополагающее условие духовного и нравственного развития человека. В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья: происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптационные возможности, повышается его устойчивость к внешним воздействиям, формируется осанка, приобретаются физические качества, привычки, вырабатываются волевые черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни. Физическая культура охватывает те стороны жизни и воспитания, которые имеют решающее значение для нормального физического развития двигательной сферы человека.
Воспитатель должен владеть необходимым объемом знаний: о месте физической культуры в здоровом образе жизни и способах сохранения здоровья; об анатомо-физиологических и психологических особенностях функционирования детского организма; методическим инструментарием проведения всех форм работы по физическому воспитанию. Воспитатель должен учитывать: задачу занятия и его содержание; уровень двигательных навыков детей, их физическое развитие.
Целью занятий по физической культуре в настоящее время считают укрепление здоровья детей и организацию здорового образа жизни через владение знаниями о функционировании своего организма и способах его защиты. (Ю. Змановский, С.А Козлов, Б.Егоров, В.Кудрявцев), поэтому интерес к физическому развитию и совершенствованию собственных двигательных навыков является одним из условий процесса формирования определенного набора потребностей. Такие потребности наиболее благоприятны для физического развития и здоровья, а в этом процессе именно взрослый выступает в качестве побуждающего мотива деятельности: стремление ежедневно заниматься физическими упражнениями, зарядкой, закаливанием, т.е. такого вида деятельности, который благоприятен для здоровья ребенка.
Обязательным условием их проведения является: осуществление медико-педагогического контроля Большое значение имеют такие факторы, как: наличие условий для проведения занятий и их соответствие санитарно-гигиеническим требованиям; соответствие одежды и обуви гигиеническим требованиям и условиям погоды; внешние признаки утомления; предупреждение травматизма; соответствие нагрузки здоровью, физическому развитию детей.
СТРУКТУРА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ СТРУКТУРА ФИЗКУЛЬТУРНОГО ЗАНЯТИЯ Вводная часть: Цель: повысить эмоциональное состояние детей, активизировать их внимание, подготовить организм к к нагрузкам основной части; Содержание: строевые упражнения, различные виды ходьбы, и бега, прыжки, упражнения для коррекции осанки и профилактики плоскостопия, обучение правильному дыханию, построения и перестроения.
Основная часть: Общеразвивающие упражнения для развития и укрепления мышц плечевого пояса, живота и спины, ног, для гибкости позвоночника. Цель: обеспечивает тренировку всех мышц, способствует воспитанию хорошей осанки, подготавливает организм к дальнейшим нагрузкам. Обучение детей основным видам движений. Цель: способствует развитию всех физических качеств дошкольников. Задачи и объем для каждой возрастной группы определен Программой воспитания и обучения в детском саду.
Подвижная игра. Цель: обогащает двигательный режим, способствует развитию всех физических качеств – силы, ловкости, выносливости, быстроты реакции, тренировке тормозных процессов, дает максимальную двигательную разрядку. Заключительная часть: Цель: восстановление частоты сердечного пульса, подведение педагогического итога занятия. Содержание: малоподвижная или спокойная игра, физические упражнения с постепенным снижением темпа, заключительная ходьба с замедлением темпа, упражнения на восстановление дыхания.
Способы обучения основным видам движений Поточный способ: предусматривает выполнение упражнений по очереди, что неизбежно приводит к ожиданию тем более продолжительному, чем больше детей в группе. Разновидностью поточного способа является круговой, когда дети выполняют друг за другом не одно, а серию упражнений, повторяя каждую серию 4-6 раз. Этот способ применяется не для разучивания, а в основном для закрепления двигательных навыков и развития физических качеств. Фронтальный способ Предполагает выполнение одного и того же упражнения всеми детьми одновременно, что исключает или сокращает до минимума ожидание. Такой способ требует соответствующей организации, так как контроль за правильностью выполнения движениями несколькими затруднен.
Групповой способ Формируется 2-3 подгруппы детей, каждая получает свое задание. С одной проводится обучение запланированному движению, остальным предлагается выполнение уже знакомых, не требующих страховки упражнений. При использовании данного способа повышается общая и моторная плотность занятия, обеспечивается целесообразная, постепенно нарастающая динамика пульса, появляется возможность закрепления навыков при повторении упражнений. Преимущество способа состоит в возможности разделения детей на подгруппы с учетом их двигательной подготовленности, что в известной мере индивидуализирует занятия. Групповой способ целесообразен в работе со старшими дошкольниками.
Вводная частьОсновная частьЗаключительна я часть Ходьба, бег, корригирующие упражнения, ориентировка в пространстве. Общераз- вивающие упражне- ния Основные движения Подвижна я игра Ходьба, мало - подвижные игры Длительнос ть: младшая гр. средняя гр. старшая гр. подготовит ельная 2-3 мин. 3-4 мин. 4-5 мин. 5-6 мин. 3-4 мин. 4-5 мин. 5-6 мин. 6-7 мин. 8-9 мин мин мин мин. 3 мин. 4 мин. 5 мин. 6 мин. 1-2 мин. 2 мин. 2-3 мин. 3 мин. моторная плотность %60-80 %50-60 % (при разучивании движений); % (при повторении и совершенство- вании движений) %90-100% Прогноз моторной плотности физкультурного занятия
Общая плотность физкультурного занятия: в зале – не ниже %, занятия на воздухе – не ниже %. Моторная плотность физкультурного занятия: младшие группы – не ниже 60%, старшие группы – не ниже 80%.
Практические умения необходимые воспитателю для проведения физкультурных занятий Основные элементы и задачиНа что обратить внимание Подготовка к занятию – продумать содержание занятия, подготовить оборудование, пособия, наметить конечные результаты Учесть этапы обучения. Предусмотреть достаточную площадь, гигиену, одежду, обувь, удобное расположение пособий. Разминка – подготовить организм к нагрузке, вызвать интерес к занятию, продумать игровую мотивацию, целесообразность движений, их разнообразие по построению, направлению, способу выполнения, нагрузке Не допустить длительных бесцельных движений; дать четкие, краткие указания, продумать ритмическое сопровождение (счет, бубен, музыкальное сопровождение)
Общеразвивающие упражнения – выполнение с наибольшей пользой для организма: правильная осанка, исходное положение, дыхание, дозировка упражнений и т.д. Предусмотреть названия упражнений, смену, исходное положение для каждого, их разнообразную подачу ( по показу воспитателя, ребенка, по названию, по проговариванию и т.д.), различное ритмическое сопровождение. Выделить 1-2 наиболее важных элемента, объяснить их детям. Основные движения – овладение на уровне выдвинутых задач: научить выполнять в целом – на 1 этапе, элементам технике – на 2 этапе, творческому исполнению – на 3 этапе. Поставить перед детьми задачу, создать условия для многократного творческого повторения движений, продумать методы обучения, оценку. Каждое обращение к детям должно быть четким, кратким, образным, вызывать желание выполнять упражнение.
Подвижная игра – совершенствование движений, обеспечение пика нагрузки, упражнения в поведении. Объяснить игру (с учетом возраста детей, новизны игры, для старших – выделить правила); распределить роли; использовать всю возможную площадь, добиваться выполнения правил, качественного выполнения движений, регулировать нагрузку. Заключительная часть – восстановить пульс и дыхание Не допускать резкой остановки после бега, и других нагрузочных упражнений; восстановить дыхание, начиная с ускоренной ходьбы с постепенным замедлением темпа, включением дыхательных упражнений. Игра малой подвижности.