Теория качества образования Проектирование модели качества образования
П.Друккер "Никто не покупает вещь. Покупатель приобретает удовлетворение и пользу" В стандартах ISO серии 9000:2000 качество определяется как совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворять установленные и предполагаемые потребности. Качество продукции какой-либо системы есть мера соответствия функциональных (полезных) качеств продукции требованиям потребителей, Ф. Кроссби определяет качество как "соответствие требованиям", У.Деминг считает, что качество - это "соответствие запросам рынка", Дж. Джуран рассматривает качество как "соответствие назначению", А. Фейгенбаум называет качество "совокупностью сложных рыночных технических, производственных и эксплуатационных характеристик изделия (или услуги), благодаря которым используемое изделие (или услуга) отвечает ожиданиям потребителя", Дж. Харрингтон определяет качество как "удовлетворение или превышение требований потребителя по приемлемой для него цене".
Определения качества образования «Качество образования это социальная категория, отражающая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенции личности» Шишов С.Е., Кальней В.А. «Качество образования это социальная категория, отражающая состояние и результативность процесса образования в обществе, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в развитии и формировании гражданских, бытовых и профессиональных компетенции личности» Шишов С.Е., Кальней В.А. Под качеством образования понимается "степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг" или "степень достижения поставленных в образовании целей и задач" Субетто А.И. «Качество школьного образования - совокупность свойств, которая обусловливает его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств». В.П. Панасюк «Качество школьного образования - совокупность свойств, которая обусловливает его приспособленность к реализации социальных целей по формированию и развитию личности в аспектах ее обученности, воспитанности, выраженности социальных, психических и физических свойств». В.П. Панасюк "Качество образования - соотношение цели и результата, как меры достижения цели при том, что цель (результат) задана операционально и спрогнозирована в зоне потенциального развития школьника". М.М. Поташник "Качество образования - соотношение цели и результата, как меры достижения цели при том, что цель (результат) задана операционально и спрогнозирована в зоне потенциального развития школьника". М.М. Поташник «Образование в качественной его характеристике рассматривается как ценность, система, процесс и результат» Б.С. Гершунского «Образование в качественной его характеристике рассматривается как ценность, система, процесс и результат» Б.С. Гершунского
Совет Европы Качество образования - социальная категория, определяющая состояние и результативность учебно-воспитательного процесса, его соответствие потребностям и ожиданиям общества в формировании гражданских, бытовых, профессиональных компетенций личности, степень удовлетворения ожиданий участников процесса.
Модель объекта качества Составляющие модели образования: Функциональная – удовлетворение запросов Структурная – целостность элементов модели Процессуальная – технология деятельности Управленческая - ответственность
Критерии оценки качества составляющих модели объекта Функциональная – востребованность, инновационность, системность Структурная – оптимальность, сбалансированность, взаимосвязанность Процессуальная – эффективность, научность, экологичность, доступность Управленческая – управляемость, результативность, надежность
Факторы, определяющие качество образования качество образовательных целей; качество образовательных стандартов и эталонов; качество образовательных программ; качество кадрового потенциала; качество учащихся на входе; качество выпускников на выходе; качество средств образовательного процесса; качество образовательных технологий; эффективность системы контроля достижений; наличие обратной связи по течению и результатам образовательного процесса; система традиций; успешность вхождения в социум; согласованность потребностей личности, общества и государства в уровне и качестве образования.