Дифференциация школьного обучения Г.К.Селевко: «Дифференцированное обучение – это форма организации учебного процесса, при котором учитель работает с группой учащихся, составленной с учетом наличия у них каких- либо значимых для учебного процесса общих качеств»; «это совокупность организационных решений, средств и методов дифференцированного обучения, охватывающих определенную часть учебного процесса».
Г.В.Селевко выделяет «дифференциацию» Региональную (гимназии, лицеи и т.д.) Внутришкольную (профили) В параллели (гимназические, КРО) Межклассную (факультутивные, элективные группы) Внутриклассную (группы в составе класса)
Формы дифференциации Внешняя – создание на основе определенных принципов (интересов, способностей и т.д.) относительно стабильных групп, в которых содержание образования и предъявляемые учебные требования различаются. Осуществляется внешняя дифференциация в рамках элективной системы, факультативов. Внутренняя - совокупность методов, форм и средств обучения, применяемых с учетом индивидуальных особенностей учеников. Предполагается вариативность темпа изучения материала, дифференциацию учебных заданий, выбор разных видов деятельности.
Особенности технологии уровневой дифференциации: Уровень повышенной сложности Усиление индивидуально- дифференцированного подхода Большая степень занимательности Профориентационная направленность
При дифференциации необходимо ориентироваться на: Общий уровень обученности Особенности психического развития (память, мышление, познавательная деятельность) Индивидуальные особенности (склонность к гуманитарным наукам) Неспособность ученика усваивать предмет
Три группы: Высокоуспевающие ученики- высокие качества знаний и умений по всем предметам. Требуются задания повышенного уровня. Необходима деятельность поискового, исследовательского характера. Для детей с хорошей памятью и усидчивостью продумываются нестандартные задания, заставляющие мыслить логически, думать, рассуждать.
Среднеуспевающие ученики Недостаточно хорошая память, медленно идут мыслительные процессы. Для них нужны консультации педагогов, доступные методы объяснения и приемы, стимулирующие активизацию мышления. Для усвоения знаний – умение записывать главное, помогают планы изложения материала, схемы-опоры, выписки из учебников, образцы речевых моделей.
Слабоуспевающие ученики Дети со слабыми способностями, потерявшие потребность в учении, у них не развиты навыки труда. Важно не допускать пробелов в знаниях, необходимы посильные задания. Важно поощрение усилий ученика, даже небольших, а не предъявление результатов в готовом виде.
Критерии деления учащихся на группы Объем имеющихся знаний Культура умственного труда Уровень познавательной активности Способность к абстрактному мышлени. Умение анализировать и обобщать Утомляемость от интеллектуальной деятельности Уровень самостоятельности Уровень работоспособности
Дифференциация обучения литературы лет – важны не факты, а суть (интерес причинно-следственными отношениями, взаимосвязь героев и событий, обращают внимание на детали) лет – формируются мотивы чтения. Интерес к остросюжетной литературе. Важно развивать способности к эстетическим оценкам, интерес к интерпретации текста лет – способность к образному мышлению, понимание авторской идеи, понимание сущности художественной формы, восприимчивость к поэтической речи