Использование электронных образовательных ресурсов в учебном процессе академии: от лицензионных нормативов к современным реалиям С.М. Ющенко, зам. директора НБ ФГБОУ ВПО Приморская ГСХА
Преимущества электронных ресурсов обеспечение всех компонентов образовательного процесса; интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение возможностей самостоятельной учебной и научно- исследовательской деятельности за счет использования активно - деятельностных форм обучения; возможность более полноценного обучения вне аудитории.
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки Российской Федерации от 5 сентября 2011 г п.3. Лицензионные нормативы к обеспеченности обучающихся высших учебных заведений доступом к электронным научным и образовательным ресурсам включают: обеспечение каждого обучающегося высшего учебного заведения доступом к электронно-библиотечной системе, включающей издания, используемые для информационного обеспечения образовательного и научно-исследовательского процесса в высших учебных заведениях, и обеспечивающей возможность доступа к ним через сеть Интернет; возможность одновременного использования высшим учебным заведением одной или нескольких сторонних электронно-библиотечных систем. При использовании нескольких электронно-библиотечных систем учитываются их совокупные качественные и количественные характеристики; доступность для обучающихся высшего учебного заведения не менее трех учебных и (или) научных электронных изданий по изучаемым дисциплинам, в том числе входящих в электронно-библиотечную систему, доступ к которой обеспечивается для обучающихся высшим учебным заведением; ЛИЦЕНЗИОННЫЕ НОРМАТИВЫ К НАЛИЧИЮ У ЛИЦЕНЗИАТА УЧЕБНОЙ, УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ И ИНЫХ БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ РЕСУРСОВ И СРЕДСТВ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ПО РЕАЛИЗУЕМЫМ В СООТВЕТСТВИИ С ЛИЦЕНЗИЕЙ НА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Содержательные характеристики электронно- библиотечной системы Минимальное (базовое) значение Динамика роста значения показателя обеспеченности (К(i)) 1. Количество учебников и учебных пособий, изданных за последние 10 лет (для дисциплин гуманитарного, социального и экономического цикла - за последние 5 лет) Не менее 2,5 тыс. изданийОт 2,5 до 3,5 тыс. - 0,25 от 3,5 до 4,5 тыс. - 0,5 от 4,5 до 5,0 тыс. - 0,75 свыше 5,0 тыс. - 1,0 2. Количество научных монографийНе менее 500 изданийОт 0,5 до 0,75 тыс. - 0,25 от 0,75 до 1,0 тыс. - 0,5 свыше 1,0 тыс. - 1,0 3. Количество журналов из Перечня российских рецензируемых научных журналов, в которых должны быть опубликованы основные научные результаты диссертаций на соискание ученых степеней доктора и кандидата наук, утвержденного Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации Не менее 50От 50 до ,25 от 75 до ,5 свыше ,0 4. Количество учебников и учебных пособий по основным областям знаний (укрупненным группам специальностей и направлений подготовки (далее - УГС)) Не менее 20 изданий по каждой изОт 20 до 30 изданий по каждой из не менее чем 20% УГС - 0,25 не менее чем 20% УГСот 30 до 40 изданий по каждой из не менее чем 20% УГС - 0,5 от 40 до 50 изданий по каждой из не менее чем 20% УГС - 0,75 более 50 изданий по каждой из не менее чем 20% УГС - 1,0 5. Количество представленных в электронно- библиотечной системе издательств, выпускающих издания, используемые в образовательном процессе Не менее 25От 20 до ,25 от 50 до ,5 от 75 до ,75 свыше ,0 6. Общее число изданий, включенных в электронно-библиотечную систему Не менее 5,0 тыс.От 5,0 до 10 тыс. - 0,25 от 10 до 50 тыс. - 0,5 от 50 до ,75 свыше ,0
Барьеры психологического характера языкового характера семантического характера технического характера экономического характера режимного характера
Консолидирование и координирование Учебно-методическое управление Заведующие кафедр Преподаватели Специалисты Научной библиотеки Специалисты международного отдела Центр информационных технологий
Комплекс мер по освоению электронных образовательных ресурсов «Комплексная программа по использованию электронных образовательных ресурсов в учебной процессе академии» Комплектование библиотечного фонда Совершенствование технического и программного обеспечения Развитие библиотечной инфраструктуры
Организация и наполнение электронной библиотеки учебно-методических материалов ФГБОУ ВПО Приморской ГСХА Формирование пакета ЭБС собственной генерации Специализированные рубрики на автономном сайте Научной библиотеки и Академии Программа тренингов для преподавателей и студентов по работе с электронными ресурсами Повышение квалификации библиотечных специалистов Комплексная программа
Мероприятия редактирование рабочих программ по дисциплинам учебных планов образовательных программ в части «основная» и «дополнительная» литература, включение в рабочие программы электронных учебников, электронных практикумов, совместное с преподавателями комплектование дисциплин электронными ресурсами продвижение электронных версий трудов преподавателей академии, используя ИТ «Контекстум» обучение читателей навыкам уверенного пользователя информационными ресурсами индивидуальные консультации, демонстрируя технологию работы с конкретными ресурсами
Комплектование библиотечного фонда Мониторинг рынка информационных ресурсов Тематико-типологический план (традиционные и электронные ресурсы) Картотека книгообеспеченности (корректировка в соответствии с аккредитационными показателями) Технология оформления заказов на приобретение изданий
Совершенствование технического и программного обеспечения Обновление парка персональных компьютеров Приобретение ПО Oracle 11g Обновление ПО АБИС Руслан Приобретение современного сервера и сканера для оцифровки изданий
Развитие библиотечной инфраструктуры Организация электронных читальных залов в корпусах институтов Обеспечение доступа к Терминалу ЦНСХБ Россельхозакадемии Обеспечение доступа к ЭБС Обеспечение доступа к ЭБ ПГСХА Обеспечение доступа к удаленным электронным ресурсам свободного доступа
Спасибо за внимание!