«Государственный надзор за деятельностью образовательных учреждений, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств» «Государственный надзор за деятельностью образовательных учреждений, осуществляющих подготовку водителей транспортных средств» Коновалов С.И., начальник отдела государственного надзора за соблюдением законодательства РФ в области образования управления по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Нижегородской области
В рамках установленных полномочий (полномочия Российской Федерации в сфере контроля (надзора) в образовании переданы с 1 января 2009 года в соответствии с Федеральным законом от ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничения полномочий» органам государственной власти субъектов РФ) управление по контролю и надзору в сфере образования министерства образования Нижегородской области осуществляет федеральный государственный надзор за соблюдением законодательства РФ в области образования и федеральный государственный контроль качества образования, контроль за соблюдением лицензионных требований и условий при осуществлении образовательной деятельности
В 2012 году министерством образования НО совместно с Прокуратурой НО, управлением ГИБДД ГУ МВД России по Нижегородской области были проведены проверки (15 автошкол) по соблюдению установленных законом требований в области образовательных услуг по подготовке водителей транспортных средств, по результатам проверок Прокуратурой НО составлены административные протоколы в связи с нарушением лицензионных требований и условий. В 2013 году 31 автошкола будут проверены согласно плану сводных проверок на 2013 год, который размещен на официальном сайте Генеральной прокуратуры Российской Федерации
Нарушения законодательства Российской Федерации в области образования. Нарушения лицензионных требований: 1.Лицензия на осуществление образовательной деятельности не переоформлена в связи с необходимостью дополнения сведениями об адресах мест осуществления образовательной деятельности (п.п. 1 п. 9 ст Закона Российской Федерации от 10 июля 1992 года "Об образовании", далее – Закон "Об образовании"). 2.Лицензия на осуществление образовательной деятельности не переоформлена в связи с прекращением осуществления образовательной деятельности по адресу места ее осуществления (п.п. 4 п. 9 ст Закона "Об образовании")
Несоблюдение требований к организации образовательного процесса: 3.Не соблюдены лицензионные требования и условия, установленные п.п. "д" п. 5 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 2011 года 174, далее – Положение о лицензировании (соблюдение лицензиатом установленных законодательством Российской Федерации в области образования требований к организации образовательного процесса: 3.1.Образовательный процесс осуществлялся по адресу, не указанному в лицензии на осуществление образовательной деятельности (п.п. 15 п. 2 ст. 32 Закона "Об образовании").
3.2.Образовательный процесс осуществлялся не в соответствии с расписаниями занятий (п. 1 ст. 15 Закона "Об образовании"). 3.3.Образовательный процесс осуществлялся не в соответствии с уставом и образовательной программой (п. 1 ст. 15, п.п. 15 п. 2 ст. 32 Закона "Об образовании"): обучающиеся в процессе обучения вождению транспортного средства не выполняли задания по проезду перекрестка и железнодорожного переезда, предусмотренные образовательной программой; с обучающимися не в полном объеме проведены занятия по обучению вождению по темам "Вождение по маршрутам с малой интенсивностью движения" "Вождение по маршрутам с большой интенсивностью движения", "Совершенствование навыков вождения в различных дорожных условиях";
с обучающимися не проведены контрольные занятия по вождению 2, 3, 4; при организации образовательного процесса было увеличено количество часов проведенных занятий на автодроме по теме "Остановка в заданном месте, развороты", по теме "Маневрирование в ограниченных проездах" при уменьшении количества часов по другим темам предмета "Вождение" и отсутствие, предусмотренных образовательной программой контрольных занятий; до итоговой аттестации были допущены и аттестованы по ее результатам обучающиеся, не прошедшие полный курс обучения, и при отсутствии результатов промежуточной аттестации.
3.4.С нарушениями осуществлялся индивидуальный учет результатов освоения обучающимися образовательной программы подготовки водителя автомобиля категории "В" (п. 8 ст. 15 Закона "Об образовании"): в журналах учета занятий у обучающихся отсутствовали оценки по предусмотренному образовательной программой зачету по разделу "Правила дорожного движения" предмета "Основы законодательства в сфере дорожного движения"; в журналах учета занятий у обучающихся отсутствовали текущие оценки успеваемости и результаты экзамена по предмету "Первая помощь"; в журналах учета занятий у обучающихся отсутствовали итоговые оценки по предметам образовательной программы;
в журналах учета занятий не осуществлялся учет результатов обучения вождению транспортного средства; не у всех обучающихся имелись индивидуальные книжки учета обучения вождению автотранспортных средств; у обучающихся в индивидуальных книжках учета обучения вождению автотранспортных средств отсутствовали оценки по ряду занятий по вождению за выполнение отрабатываемых упражнений и оценки за контрольные занятия; в индивидуальных книжках учета обучения вождению автотранспортных средств обучающимся по результатам итоговой аттестации (экзамена) выставлены оценки "хорошо", а в протоколе за экзамен по вождению выставлены оценки "удовлетворительно"; обучающиеся аттестованы по результатам итогового экзамена по вождению при отсутствии результатов комплексного экзамена (теоретического) по предметам "Основы законодательства в сфере дорожного движения" и "Основы безопасного управления транспортным средством".
4.Не соблюдены лицензионные требования и условия, установленные п.п. "г" п. 5 Положения о лицензировании (наличие в штате лицензиата или привлечение им на ином законном основании педагогических работников, численность и образовательный ценз которых обеспечивают осуществление образовательной деятельности по реализуемым в соответствии с лицензией образовательным программам и соответствуют требованиям, установленным законодательством Российской Федерации в области образования): 4.1.К педагогической деятельности были привлечены мастера производственного обучения, образовательный ценз которых (среднее (полное) общее образование, начальное профессиональное образование) не соответствует требованиям к квалификации должности "мастер производственного обучения", установленным Единым квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и служащих, разделом "Квалификационные характеристики должностей работников образования", утвержденным приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 года 761н.
4.2.Обучение вождению транспортного средства категории "А" осуществлялось мастером производственного обучения без дополнительного профессионального образования, позволяющего осуществлять обучение по образовательной программе профессиональной подготовки водителей транспортных средств категории "А" (без свидетельства на право обучения вождению транспортного средства категории "А") и при отсутствии у него водительского удостоверения на право вождения транспортного средства категории "А" (п.п. 4 п. 2 ст. 32 Закона "Об образовании"). 5.Образовательные программы "Водитель автомобиля" категорий "А", "В" не соответствовали приказу Минобрнауки России от 18 июня 2010 года 636 "Об утверждении Примерных программ подготовки водителей транспортных средств различных категорий".
6.В договорах на обучение по программе подготовки водителей категории "В" отсутствовали гарантии и ответственность образовательного учреждения в случае приостановления действия или аннулирования лицензии, либо прекращения деятельности образовательного учреждения (п. 3 ст. 46 Закона "Об образовании"). 7.Образовательные учреждения не обеспечивали открытость и доступность информации, подлежащей размещению на официальном сайте образовательного учреждения в сети Интернет (п. 4, п. 5 ст. 32 Закона "Об образовании").
Строгое соблюдение законодательства Российской Федерации в области образования позволит избежать нарушений в деятельности образовательных учреждений. Нарушения законодательства РФ в области образования, допускаемые образовательными учреждениями, включая осуществление образовательной деятельности без лицензии, приводят к нарушению установленного порядка ведения образовательной деятельности, к снижению качества реализации образовательных программ, несоблюдению прав обучающихся и выпускников на получение образования, посягает на управление.
Законодательством Российской Федерации, а именно Кодексом об административных правонарушениях, предусмотрена Административная ответственность