Организация учебно- исследовательской и проектной деятельности обучающихся в условиях ФГОС
Задачи современного общего образования в школах РФ Научить: организовывать свою деятельность; объяснять явления действительности; ориентироваться в мире социальных, нравственных и эстетических ценностей; сформировать ключевые навыки (ключевые компетентности); подготовить к профессиональному выбору.
Проектная деятельность инновационная, так как предполагает преобразование реальности, строится на базе соответствующей технологии, которую можно унифицировать, освоить и усовершенствовать. «Проект» - в буквальном переводе с лат. «брошенный вперёд» Учебный проект – это комплекс поисковых, исследовательских видов работ, выполняемых учащимися самостоятельно ( в парах, группах или индивидуально) с целью практического или теоретического решения значимой проблемы. Цель проектной деятельности - понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов (на интеграционной основе).
В основе каждого проекта лежит проблема. От проблемы мы отталкиваемся, инициируя деятельность. Проблема проекта обусловливает мотив деятельности, направленной на её решение. Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях Проблема проекта «ПОЧЕМУ» (это важно для меня лично) Актуальность проблемы - мотивация Цель проекта «ЗАЧЕМ» (мы делаем проект) (мы делаем проект)Целеполагание Задачи проекта «ЧТО» (для этого мы делаем) Постановка задач Методы и способы «КАК» (мы сможем это делать) (мы сможем это делать) Выбор способов и методов, планирование Результат «ЧТО ПОЛУЧИТСЯ» (как решение проблемы) Ожидаемый результат
Научить учащихся самостоятельному, критическому мышлению. Размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы. Принимать самостоятельные аргументированные решения. Научить работать в команде, выполняя разные социальные роли.
Совокупность методов, используемых в проектной деятельности ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ исследовательскиенаучный методпоисковые дискуссии, эвристические беседы мозговые атаки ролевые игры
Проект должен быть посильным для выполнения Принципы организации проектной деятельности Создавать необходимые условия для успешного выполнения проектов Вести подготовку учащихся к выполнению проектов Обязательная презентация результатов работы по проекту Каждый учащийся должен четко показать свой вклад в выполнение проекта. Каждый участник проекта получает индивидуальную оценку. Обеспечить руководство проектом со стороны педагогов
Формирование и развитие общеучебных умений и навыков. Регулирование отношений в детском коллективе. Привлечение детей и взрослых к решению проблемы. Повышение самооценки ребенка. Развитие учебной мотивации Углубление интереса к развитию личности и многие др. Возможности проектно-исследовательской деятельности учащихся для решения развивающих и коррекционных задач
Скажи мне – и я забуду, Покажи мне – и я запомню, Вовлеки меня – и я пойму. китайская пословица