ТЕМА Переходная богатомика Украины
экономическая деятельность, скрываемая от общества и государства, находящаяся вне государственного контроля и учёта. Является ненаблюдаемой, неформальной частью экономики, но не охватывает её всю, так как в неё не могут быть включены виды деятельности, не скрываемые специально от общества и государства, например домашняя или общинная экономики. Также включает в себя нелегальные, криминальные виды экономики, но не ограничивается ими.
Образуется из-за существования условий, при которых может быть выгодно скрывать свою экономическую деятельность от широкого круга лиц. Масштаб сокрытия может быть разным от сокрытия самого существования фирмы или существования определённых активов, до сокрытия отдельных сделок
При прочих равных условиях, чем выше налоговое бремя, тем больше теневой сектор экономики, так как находящиеся в нём предприятия из-за неуплаты налогов получают конкурентное преимущество над другими фирмами и вытесняют их с рынка. Чем сложнее бюрократические процедуры в развивающихся странах, тем больше данный сектор экономики. Вопросами целесообразности такого поведения, в частности, занимается экономика преступления и наказания.
часть теневой экономики, связанная с оборотом товаров и услуг, которые в данной стране либо вообще не могут являться предметом легальной продажи (например, люди, сексуальные услуги и т.д.), либо ограничены в обороте (оружие и боеприпасы, наркотические средства). Как правило, чёрный рынок тесно связан с контрабандой и часто контролируется организованной преступностью. Однако в данном случае нельзя говорить о наличии институциализированного рынка, торговля происходит через трудноформируемые связи покупателя непосредственно с продавцом или с посредниками.
Наркоторговля Торговля украденными произведениями искусства Бутлегерство торговля алкоголем во время сухого закона Торговля оружием Торговля поддельными документами Работорговля
По данным эксперта Э.Уолтерса, ее доля в ВНП США колеблется в пределах 8-12%, в Канаде и Франции - 5-8%, в Норвегии и Швеции - 6-7%. Рост нелегальной экономики в развитых капиталистических странах стал особенно заметен с 70-х годов, когда темп роста нелегальной экономики во многих индустриальных странах был гораздо выше, чем легальной.
Доля тени в отечественной экономике составляет 45,4% от размера официального ВВП. В абсолютных значениях объем неучтенного ВВП, который создали невидимые труженики в 2009 году, составляет 420 млрд.
Официально работники прилавка и кассового аппарата создали за первые 6 месяцев 2009 года 64 млрд. грн. добавленной стоимости (ВВП), соответственно, «торговцы невидимого фронта» принесли теневой экономике Украины около 32 млрд. грн.
Для значительной части отечественного бизнеса частичный или полный перевод деятельности в тень также оказался единственной возможностью избежать банкротства. В результате кризиса у большинства компаний ухудшились финансово-производственные показатели, но государство при этом не то что не уменьшило фискального давления, бизнес-среда столкнулась с его ростом, что вынудило многие компании перевести часть бизнеса в тень.
Международная правозащитная организация Transparency International опубликовала очередной отчет об уровне коррупции в мире Барометр глобальной коррупции , в котором Украина заняла последнюю ступеньку среди новых независимых стран.
Уровень коррупции в Украине оценили в 4,3 балла - это самый высокий, то есть самый худший балл среди новых независимых стран. Ближе всего к Украине по уровню коррупции оказались Босния и Герцеговина 4,2 балла, Хорватия – 4,1, Камерун, Болгария и Румыния - 4 балла.
По уровню коррупции баллы распределились следующим образом: государственные чиновники, юстиция и парламент – 4,5 балла, политические партии – 4,4. Коррупция в бизнесе – 4,3, медиа - 3,8 балла.
По мере того, как государство искореняет коррупцию, затраты на это малоокупаемое занятие возрастают так, что для полной ликвидации коррупции придётся затратить бесконечные усилия. Сравнивая потери от коррупции и затраты на искоренение коррупции для каждого её уровня, можно найти оптимальный уровень коррупции, отражающий наименьшие суммарные потери. Оказывается, для общества выгоднее не уничтожать коррупцию до конца, просто из-за высокой затратности этого процесса
Во-первых, можно ужесточить законы и их исполнение, тем самым повысив риск наказания. Во-вторых, можно создать экономические механизмы, позволяющие должностным лицам увеличить свои доходы, не нарушая правила и законы. В-третьих, можно усилить роль рынков и конкуренции, тем самым уменьшив размер потенциальной прибыли от коррупции