Стратегический менеджмент
Тема 2. Анализ отрасли и конкурентной ситуации
Основные экономические характеристики отрасли Отрасль – это группа предприятий, чья продукция имеет сходные потребительские свойства и предназначена для одних и тех же потребителей.
Основные экономические характеристики отрасли: размер рынка масштаб конкуренции темпы роста рынка и этап его жизненного цикла количество конкурентов и их размеры количество покупателей, их размеры степень интеграции основных конкурентов и ее направление каналы распространения продукции Основные экономические характеристики отрасли: размер рынка масштаб конкуренции темпы роста рынка и этап его жизненного цикла количество конкурентов и их размеры количество покупателей, их размеры степень интеграции основных конкурентов и ее направление каналы распространения продукции
скорость технологических изменений в производстве и темпы разработки инновационных товаров степень дифференциации товаров (услуг) конкурентов возможность экономии на масштабе в закупках, производстве, транспортировке, маркетинге и рекламе компактность размещения основных производств в определенных регионах наличие эффекта обучаемости степень загрузки производственных мощностей требуемый размер капиталовложений, условия входа в отрасль и выхода из нее отраслевой показатель прибыльности. скорость технологических изменений в производстве и темпы разработки инновационных товаров степень дифференциации товаров (услуг) конкурентов возможность экономии на масштабе в закупках, производстве, транспортировке, маркетинге и рекламе компактность размещения основных производств в определенных регионах наличие эффекта обучаемости степень загрузки производственных мощностей требуемый размер капиталовложений, условия входа в отрасль и выхода из нее отраслевой показатель прибыльности.
Эффект обучаемости
Формы и интенсивность конкуренции
Движущие силы конкуренции развитие интернет и электронной коммерции растущая глобализация отрасли (при переходе с национального уровня на мировой значительно возрастает экономия на масштабе) изменение долгосрочных экономических тенденций отрасли (влияет на соотношение спроса и предложения) изменение в составе потребителей, появление новых способов использования товаров внедрение новых товаров развитие технологий маркетинговые инновации развитие интернет и электронной коммерции растущая глобализация отрасли (при переходе с национального уровня на мировой значительно возрастает экономия на масштабе) изменение долгосрочных экономических тенденций отрасли (влияет на соотношение спроса и предложения) изменение в составе потребителей, появление новых способов использования товаров внедрение новых товаров развитие технологий маркетинговые инновации
выход (уход) на рынок крупных компаний распространение прогрессивных ноу-хау изменения в издержках и прибыли рост (снижение) спроса на персонализированные либо стандартные товары изменение в законодательстве и госполитике изменение общественных ценностей и образа жизни снижение неопределенности и риска для бизнеса. выход (уход) на рынок крупных компаний распространение прогрессивных ноу-хау изменения в издержках и прибыли рост (снижение) спроса на персонализированные либо стандартные товары изменение в законодательстве и госполитике изменение общественных ценностей и образа жизни снижение неопределенности и риска для бизнеса.
Карты стратегических групп
Общая привлекательность отрасли и перспективы прибыльности потенциал роста отрасли перспективы окупаемости инвестиций и перспективы изменения конкуренции в будущем влияние усиления основных движущих сил на прибыльность отрасли конкурентная позиция предприятия, ее возможные изменения способность предприятия использовать уязвимость более слабых конкурентов потенциал роста отрасли перспективы окупаемости инвестиций и перспективы изменения конкуренции в будущем влияние усиления основных движущих сил на прибыльность отрасли конкурентная позиция предприятия, ее возможные изменения способность предприятия использовать уязвимость более слабых конкурентов
способность предприятия противодействовать негативному влиянию движущих сил степень риска и неопределенности в будущем развитии отрасли серьезность проблем, стоящих перед отраслью в целом влияние продолжения деятельности в данной отрасли на положение предприятия в других отраслях, где у нее есть деловые интересы. способность предприятия противодействовать негативному влиянию движущих сил степень риска и неопределенности в будущем развитии отрасли серьезность проблем, стоящих перед отраслью в целом влияние продолжения деятельности в данной отрасли на положение предприятия в других отраслях, где у нее есть деловые интересы.
? ? ?