Стратегический менеджмент
Тема 3. Анализ ресурсов и конкурентных возможностей предприятия
Положение предприятия исследуется по 5 параметрам: эффективность действующей стратегии предприятия сильные и слабые стороны предприятия, возможности и угрозы конкурентоспособность предприятия по ценам и издержкам устойчивость конкурентной позиции предприятия по сравнению с основными соперниками стратегические проблемы предприятия. Положение предприятия исследуется по 5 параметрам: эффективность действующей стратегии предприятия сильные и слабые стороны предприятия, возможности и угрозы конкурентоспособность предприятия по ценам и издержкам устойчивость конкурентной позиции предприятия по сравнению с основными соперниками стратегические проблемы предприятия.
Применяют 4 вида анализа: СВОТ анализ анализ цепочек ценности стратегический анализ издержек и комплексная оценка конкурентоспособности. Применяют 4 вида анализа: СВОТ анализ анализ цепочек ценности стратегический анализ издержек и комплексная оценка конкурентоспособности.
Эффективность действующей стратегии предприятия рост объема продаж предприятия по сравнению с ростом объема продаж в отрасли; увеличение (уменьшение) доли рынка привлечение новых потребителей в достаточном количестве при сохранении прежних рост объема продаж предприятия по сравнению с ростом объема продаж в отрасли; увеличение (уменьшение) доли рынка привлечение новых потребителей в достаточном количестве при сохранении прежних
изменение прибыли предприятия и ее сравнение с прибылью конкурентов динамика таких показателей как чистая прибыль, окупаемость, добавленная экономическая стоимость; их сравнении с показателями основных конкурентов изменение прибыли предприятия и ее сравнение с прибылью конкурентов динамика таких показателей как чистая прибыль, окупаемость, добавленная экономическая стоимость; их сравнении с показателями основных конкурентов
изменение финансового состояния предприятия и его кредитного рейтинга улучшение (ухудшение) таких внутренних показателей, как себестоимость единицы продукции, процент брака, оборачиваемость запасов и пр. изменение финансового состояния предприятия и его кредитного рейтинга улучшение (ухудшение) таких внутренних показателей, как себестоимость единицы продукции, процент брака, оборачиваемость запасов и пр.
динамика курса акций предприятия и соотношение рыночной и номинальной стоимости акций в оценке акционеров репутация и имидж предприятия в глазах потребителей лидерство предприятия в технологиях, инновациях, уровне цен и др. динамика курса акций предприятия и соотношение рыночной и номинальной стоимости акций в оценке акционеров репутация и имидж предприятия в глазах потребителей лидерство предприятия в технологиях, инновациях, уровне цен и др.
Конкурентно значимые виды деятельности, в которых предприятие достигло максимальной эффективности, называются ключевыми (базисными) компетенциями.
Ресурс создает устойчивое конкурентное преимущество, если соответствует следующим 4 критериям: трудновоспроизводимость длительность пользования превосходство ресурса устойчивость к нейтрализации. Ресурс создает устойчивое конкурентное преимущество, если соответствует следующим 4 критериям: трудновоспроизводимость длительность пользования превосходство ресурса устойчивость к нейтрализации.
Цепочка ценности
Стратегия опережения конкурентов по издержкам 1. на этапе поставщиков, 2. во внутренней деятельности предприятия, 3.на этапе оптовых или розничных торговцев. 1. на этапе поставщиков, 2. во внутренней деятельности предприятия, 3.на этапе оптовых или розничных торговцев.
Стратегические проблемы предприятия Обнаружить проблемы позволяет изучение следующих факторов: соответствие нынешней стратегии предприятия целям уязвимость позиции предприятия перед действиями конкурентов Обнаружить проблемы позволяет изучение следующих факторов: соответствие нынешней стратегии предприятия целям уязвимость позиции предприятия перед действиями конкурентов
необходимость корректировки нынешней стратегии предприятия с учетом движущих сил отрасли соответствие действующей стратегии предприятия ключевым факторам успеха отрасли в будущем возможность использования сильных сторон и возможностей предприятия при нынешней стратегии предприятия необходимость корректировки нынешней стратегии предприятия с учетом движущих сил отрасли соответствие действующей стратегии предприятия ключевым факторам успеха отрасли в будущем возможность использования сильных сторон и возможностей предприятия при нынешней стратегии предприятия
возможности предприятия; перспективы их реализации при имеющихся ресурсах и возможностях возможность предотвращения внешних угроз наличие у предприятия конкурентного преимущества; необходимость преодоления конкурентных недостатков преимущества и недостатки сегодняшней стратегии. возможности предприятия; перспективы их реализации при имеющихся ресурсах и возможностях возможность предотвращения внешних угроз наличие у предприятия конкурентного преимущества; необходимость преодоления конкурентных недостатков преимущества и недостатки сегодняшней стратегии.
Схема анализа положения предприятия
? ? ?