Тема 2, вопрос 3: Бухгалтерский Кодекс Европы- 5 директив Четвертая директива о годовых отчетах обществ (78/660/EEK) Седьмая директива о консолидации годовых отчетов (83/349/EEK) Восьмая директива о лицах, осуществляющих ревизию годовых отчетов (84/253/EEK) Диретива 89/117/EEK о годовых отчетах зарубежных филиалов банков и фин-х учреждений и о правилах их публикации Директива 86/635/EEK о б особенностях годовых отчетов банков и финансовых учреждений
Четвертая Директива ЕЭС Брюссель, 25 июля 1978 года основанная на статье 54 (3) "G" Договора о годовой отчетности хозяйственных обществ некоторых типов (78/660/EEK)
Совет Европейских сообществ, принимая во внимание, что: поскольку необходимо создать в Сообществе минимальные эквивалентные нормативные требования в отношении объема финансовой информации, которую должны раскрывать для общественности хозяйственные общества, конкурирующие друг с другом; поскольку различные методы оценки активов и обязательств должны быть согласованы в целях раскрытия сопоставимой и эквивалентной информации в годовой отчетности; поскольку годовую отчетность всех хозяйственных обществ, к которым применяется настоящая Директива, следует публиковать в соответствии с Директивой 68/151/ЕЭС ; так как годовые отчеты должны давать правдивое и четкое представление об активах и обязательствах общества, о его финансовом состоянии, прибыли или убытках; принял настоящую Директиву
Главные требования ЕС к информации в годовых отчетах Годовой отчет состоит из баланса, расчета прибыли или убытков и приложений Баланс составляется по схемам статьи 9 или 10 директивы 78/660/EEK. Страна-участница может выбирать ту или иную или обе схемы баланса Активы располагаются в балансе по возрастающей ликвидности В балансе отражается подписанный капитал общества, а его неоплаченная часть должна быть показана в отдельной позиции баланса Активы и пассивы оцениваются по стоимости их приобретения. Переоценка производится по правилам директивы 78/660/EEK, ее итоги отражаются в балансе Прибыль отчетного года в балансе дается отдельной строкой
АктивПассив A. Неоплаченная часть подписанного капитала (или в части D актива) A. Капитал и резервы B. Расходы по учреждению общества B. Накопленные обязательства и расходы C. Долгосрочные вложения C. Кредиторы D. Оборотные средства D. Накопленные платежи и расходы будущих периодов (или в части C пассива) E. Предоплата и накопленные доходы E. Прибыль отчетного года (или в части A в пассиве) F. Убытки отчетного года (или в пассиве со знаком «-») Схема баланса по статье 9 директивы 78/660
Схема баланса по статье 10 директивы A. Подписанный, но неоплаченный капитал B. Расходы по учреждению общества C. Долгосрочные вложения D. Оборотные средства E. Предоплата и начмсленные доходы G. Чистые оборотные активы / краткосрочные обязательства H. Итого активов за вычетом краткосрочных обязательств I. Кредиторы: суммы к оплате позже чем через год J. Накопления для предстоящих расходов и платежей K. Начисленные расходы и доходы будущих периодов L. Капитал и резервы Указанную в статье 11 валюту баланса составляют активы с A по E раздела "Активы" в формате баланса, указанном в статье 9 или активы с A по E в формате баланса, установленном в статье 10 ( ст.12.ч.3)
АктивПассив 1. Долгосрочные вложения1.Собственный капитал (см. след. слайд) 2. Оборотные средства2. Накопления 3. Кредиторы, в т.ч. -долгосрочные -краткосрочные Схема статей (частй) баланса по ст.10 закона ЛР о годовых отчетах
Директива ЕС 78/660Закон Латвии о год. отчетах I. Подписанный акционерный иди паевой капитал II. Эмиссионная наценка III. Резерв переоценки IV. Резервы 1. По закону. 2. Собственных долй и акций. 3. По уставу. 4. Прочие V. Прибыль или убытки пред. лет VI. Прибыль или убытки отчетного года 1.Подписанный основной капитал 2. Эмиссионная наценка 3. Резерв переоценки осн. средств 4. Резерв переоценки финансовых инструментов 5. Резервы: a) Установленные в законе b) Резерв собств. долей и акций c) Резервы по уставу общества d) Прочие резервы 6. Нераспределенная прибыль a) предыдущих лет b) отчетного года Структура собственного капитала хозяйственного общества
Особенности схемы баланса США Активы в балансе располагаются по принципу снижения ликвидности (первыми стоят деньги) В обязательствах (пассивах) стоит не подписанный, а оплаченный капитал Статьи баланса отражаются по стоимости приобретения и не переоцениваются по рыночной стоимости Прибыль или убытки отчетного года стоят вместе с результатами предыдущих лет без их обязательного выделения в особую строку
Латвийские стандарты бухучета 1. «Основные принципы подготовки финансового отчета» (с образцом «политики учета фирмы») 2. «Отчет о денежном потоке» 3. «События после даты баланса» 4. «Изменения политики бухучета, изменение оценок и исправление ошибок предыдущих периодов» 5. «Долгосрочные договоры» 6. «Доходы» 7. «Основные средства» (о способах и методах амортизации в том числе) 8.«Накопления, возможные обязательства и возможные активы» 9.«Инвестиционная собственность» 10. «Аренда» ( пока не утвержден в КМ ЛР) 11. « Запасы» ( пока не утвержден в КМ ЛР)
Схема расчета прибыли /убытков 1. Нетто оборот 2. Расходы на производство проданной продукции 3. Брутто прибыль или убытки 4. Расходы по продаже 5. Административные расходы 6. Доходы от прочей хозяйственной деятельности 7. Расходы на прочую хозяйственную деятельностьPārējie saimnieciskās darbības izmaksas 8. Доходы от участия в капитале и от фин.вложений 9. Доходы от процентов 10. Списание финансовых вложений 11. Процентные и подобные расходы 12. Прибыль или убытки до непредвиденных статей 13. Непредвиденные доходы 14. Непредвиденные расходы 15. Прибыль или убытки до налогов 16. Подоходный налог 17. Прочие налоги 18.Прибыль после налогов 19. Отчисления по отложенному налогу 20. Чистая нераспределенная прибыль отчетного года в балансе общества
Статья 31ч.1 Директивы ПРАВИЛА ОЦЕНКИ Государства-члены должны обеспечивать оценку отражаемых в годовой отчетности объектов учета в соответствии со следующими общими принципами: a)предполагается непрерывность хозяйственной деятельности хозяйственного общества; b)методы оценки следует применять из года в год; c) оценку необходимо осуществлять на основе осторожности d) необходимо отражать доходы и расходы, связанные с отчетным годом, независимо от даты получения или осуществления таких доходов или расходов; e) следует отдельно оценивать элементы активов и обязательств; f)сальдо баланса на начало каждого отчетного года должно соответствовать сальдо баланса на конец предыдущего отчетного года. Статья 25 Закона Латвииской Республики «О годовых отчетах» практически дословно повторяет директиву
Директива ЕСЗакон ЛР О г.о. Ст.2. Годовой отчет включает баланс, отчет о прибыли или убытках и приложения Ст.4. Годовой отчет состоит из Финансового отчета ( баланс, расчет прибыли или убытков,отчет о ден. потоке, отчета об изм. в собств. капитале и приложения) и сообщения руководства. 8.часть.Содержание приложения ( статьи) 6.раздел. Содержаниее приложения ( статьи) 9.Daļa. Ziņojuma saturs. (46.pants) 7.раздел. Сообщение руководства. (55.статья) 10.часть. Публикация ( статьи) 10. раздел.Проверка и публикация Отчета и Сообщения руководства ( статьи) 11.часть. Ревизия. (51.статья) Прочая информация годового отчета
Ст. 44 и 11 Директивы 78/660LR Likuma GPL 54.pants *Государства-члены могут разрешить хозяйственным обществам упомин. в статье 11, представлять сокращенные, пояснения отчетности без информации, к обязательной к раскрытию в соответствии со статьей 43 (1) (5)-(12). * Те обществакоторые по состоянию на отчетную дату удовлетворяют двум из трехследующих критериев : валюта баланса - не более 1 млн. Евро - чистый оборот - не более 2 млн евро, - среднесписочное число сотруд-ков в отчетном году не более 50, могут составлять сокращенный баланс, приложения и Сообщение (1) общества, у которых два из трех показателей не более критериев в части 2, могут составлять упрощенный отчет (2)Критерии, упоминаемые в части 2, таковы: 1) Сумма баланса – 250 тыс. латов; 2) нетто оборот – 500 тыс.латов; 3) Среднее число работников в году -25 чел. Упрощенная структура отчета для малых предприятий
Сообщение руководства: цель и основное содержание Ст. 55 Закона ЛР 2О год. Отчетах» говорит, что что вСообщении руководства должна содержаться информация о развитии предприятия в отчетном году, в период до сдачи отчета и о планах на будущее. В частности, там должны быть: -анализ финансового состояния общества, -главные нефинансовые показатели по отрасли и по предприятию, -информация о филиалах и представительствах за рубежом, -сведения о рисках по сделкам и денежному потоку, -доходы, расходы и рентабельность по видам деятельности, -информация об уплачиваемых налогах и т.д. В сообщении должны содержаться обоснованные предложения по распределению прибыли лбщества
О других директивах Бух.кодекса Европы КОНСОЛИДИРОВАННЫЕ отчеты Директива 83/ 349 *Их составляют по совокупности предприятий, в которых главному обществу принадлежит большинство капитала или решающее влияние *Цель таких отчетов _ показать общественности истинное финансовое состояние группы предприятий * Показано, как делать консолидацию статей и почему именно так О РЕВИЗИИ ОТЧЕТОВ Директива 84 /253 Установлены правила отбора и подготовки независимых ревизоров, которые имеют право проверять отчеты Дан перечень информации, которую надо публиковать по каждому проверяемому предприятию, в том числе уомянута инормация об акционерах, правлении и др.
О других директивах Бух.кодекса Европы О годовых отчетах банков и других финансовых учр-й Директива 86/635 * Необходимость отдельной директивы- в особенностях отчетности банков, а также в особом интересе кредиторов к финансовому состоянию финансовых учреждений *Отчеты несколько отличаются от установленных в Директивах 78/660/EEK и 83/349/EEK; *Установлена единая структура, номенклатура и терминология во всех кредитных учреждениях ЕС О публикации отчетов зарубжных филиалов кредитных учреждений Директива 89/117 Установлен перечень публикуемых и не публикуемых документов филиалов с расшифровкой о том, на каком языке,по законодательству какой страны и в какой валюте готовится, аудируется и Даны особенности процесса подготовки и публикации для случаев, когда филиал находится в и вне ЕС