Инновационные цели и инновационный потенциал организации Инновационный потенциал предприятия характеризуется как совокупность различных ресурсов, включая: Инновационный потенциал предприятия характеризуется как совокупность различных ресурсов, включая: интеллектуальные (технологическая документация, патенты, лицензии, бизнес-планы по освоению новшеств, инновационная программа предприятия); интеллектуальные (технологическая документация, патенты, лицензии, бизнес-планы по освоению новшеств, инновационная программа предприятия); материальные (опытно-приборная база, технологическое оборудование, ресурс площадей); материальные (опытно-приборная база, технологическое оборудование, ресурс площадей); финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, грантовые); финансовые (собственные, заемные, инвестиционные, грантовые); кадровые (лидер-новатор; персонал, заинтересованный в инновациях; партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами; опыт проведения НИР и ОКР; опыт управления проектами); кадровые (лидер-новатор; персонал, заинтересованный в инновациях; партнерские и личные связи сотрудников с НИИ и вузами; опыт проведения НИР и ОКР; опыт управления проектами); инфраструктурные (собственные подразделения НИОКР, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, патентно-правовой отдел, информационный отдел, отдел конкурентной разведки); инфраструктурные (собственные подразделения НИОКР, отдел главного технолога, отдел маркетинга новой продукции, патентно-правовой отдел, информационный отдел, отдел конкурентной разведки); иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности. иные ресурсы, необходимые для осуществления инновационной деятельности.
Инновационные цели и инновационный потенциал организации Инновационный потенциал организации это степень ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т.е. степень готовности к реализации инновационного проекта или программы инновационных преобразований и внедрения инноваций. Инновационный потенциал организации это степень ее готовности выполнить задачи, обеспечивающие достижение поставленной инновационной цели, т.е. степень готовности к реализации инновационного проекта или программы инновационных преобразований и внедрения инноваций. Развитие инновационного потенциала организации может осуществляться только через развитие всех ее подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы. Поэтому для оценки инновационного потенциала необходим тщательный анализ или диагностика внутренней среды организации. Развитие инновационного потенциала организации может осуществляться только через развитие всех ее подразделений, а также всех элементов производственно-хозяйственной системы. Поэтому для оценки инновационного потенциала необходим тщательный анализ или диагностика внутренней среды организации.
Инновационные цели и инновационный потенциал организации От состояния инновационного потенциала зависит выбор той или иной стратегии, который в данном случае можно определить, как «меру готовности» выполнить поставленные цели в области инновационного развития предприятия. От состояния инновационного потенциала зависит выбор той или иной стратегии, который в данном случае можно определить, как «меру готовности» выполнить поставленные цели в области инновационного развития предприятия. Такими целями могут быть: повышение конкурентоспособности и закрепление на новых рынках путем совершенствования имеющихся изделий или создания принципиально нового продукта; повышение конкурентоспособности и закрепление на новых рынках путем совершенствования имеющихся изделий или создания принципиально нового продукта; сокращение издержек производства путем экономии исходного сырья, энергии и т.п. на основе использования новых технологий. сокращение издержек производства путем экономии исходного сырья, энергии и т.п. на основе использования новых технологий.
Инновационная стратегия Стратегия означает взаимосвязанный комплекс действий для укрепления жизнеспособности и мощи данного предприятия по отношению к его конкурентам. Это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей. Стратегия означает взаимосвязанный комплекс действий для укрепления жизнеспособности и мощи данного предприятия по отношению к его конкурентам. Это детальный всесторонний комплексный план достижения поставленных целей. Инновационная стратегия – одно из средств достижения целей организации, отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей. Инновационная стратегия – одно из средств достижения целей организации, отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей.
Этапы разработки и внедрения инновационной стратегии 1. Цели и установки. Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели организации, которая должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем. Общая цель организации должна учитывать: основное направление деятельности фирмы; рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли; отношения к потребителю; ведение деловых связей); культуру организации, ее традиции, рабочий климат. Разработка стратегии начинается с формулировки общей цели организации, которая должна быть понятна любому человеку. Постановка цели играет важную роль в связях фирмы с внешней средой, рынком, потребителем. Общая цель организации должна учитывать: основное направление деятельности фирмы; рабочие принципы во внешней среде (принципы торговли; отношения к потребителю; ведение деловых связей); культуру организации, ее традиции, рабочий климат.
Этапы разработки и внедрения инновационной стратегии 2. Внешний анализ (возможности и угрозы) 2. Внешний анализ (возможности и угрозы) Процессы и изменения во внешней среде оказывают важное воздействие на фирму. Основные факторы, связанные с внешней средой - это экономика, политика, рынок, технология, конкуренция. Особенно важным фактором является конкуренция. Поэтому необходимо выявить основных конкурентов и выяснить их рыночные позиции (доля рынка, объемы продаж, цели и т.д.). Процессы и изменения во внешней среде оказывают важное воздействие на фирму. Основные факторы, связанные с внешней средой - это экономика, политика, рынок, технология, конкуренция. Особенно важным фактором является конкуренция. Поэтому необходимо выявить основных конкурентов и выяснить их рыночные позиции (доля рынка, объемы продаж, цели и т.д.).
Этапы разработки и внедрения инновационной стратегии 3. Внутренний анализ (сильные и слабые стороны) 3. Внутренний анализ (сильные и слабые стороны) Анализ внутренней среды проводится с целью выявления сильных и слабых сторон в деятельности фирмы. Анализ внутренней среды проводится с целью выявления сильных и слабых сторон в деятельности фирмы. 4. Формулировка стратегии. 5. Выбор типа стратегии. 6. Реализация стратегии. 7. Оценка и контроль.
Разработка и внедрение стратегии обычно осуществляется по следующей схеме:
Инновационными стратегиями могут быть: Инновационными стратегиями могут быть: - Инновационная деятельность организации, направленная на получение новых продуктов, технологий и услуг; - Применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении; - Переход к новым организационным структурам; - Применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию традиционных ресурсов.
Таким образом, относительно внутренней среды инновационные стратегии подразделяются на несколько групп (т.н. специальные инновационные стратегии): Таким образом, относительно внутренней среды инновационные стратегии подразделяются на несколько групп (т.н. специальные инновационные стратегии): - Продуктовые (портфельные, бизнес-стратегии, направленные на создание и реализацию новых изделий, технологий и услуг); - Функциональные (научно-технические, производственные, маркетинговые, сервисные); - Ресурсные (финансовые, трудовые, информационные, материально-технические); - Организационно-управленческие (структуры, методы, системы управления).
Базовые (эталонные) стратегии направлены на развитие конкурентных преимуществ фирмы, в силу чего их называют также «стратегиями развития» или «стратегиями роста» предприятия. Базовые (эталонные) стратегии направлены на развитие конкурентных преимуществ фирмы, в силу чего их называют также «стратегиями развития» или «стратегиями роста» предприятия. Базовые стратегии развития делятся на: Базовые стратегии развития делятся на: - Стратегии интенсивного развития; - Стратегии интеграционного развития, - Стратегии диверсификационного развития, - Стратегии сокращения. В каждой из этих стратегий имеются непосредственно инновационные стратегии
Особенности инновационных стратегий Инновационные стратегии создают особо сложные условия для проектного, фирменного и корпоративного управления. Инновационные стратегии создают особо сложные условия для проектного, фирменного и корпоративного управления. К таким условиям относятся: - Повышение уровня неопределенности результатов (добавляются сложности, связанные с резким повышением уровня неопределенности результатов по срокам, затратам, качеству и эффективности, что заставляет развивать такую специфическую функцию как управление инновационными рисками);
- Повышение инвестиционных рисков проектов за счет новизны решаемых задач, т.е. добавления инновационной составляющей. Требуется более сложная работа по привлечению инвестиций, т.к. нужны более рисковые инвесторы. - Усиление потока изменений в организации в связи с инновационной реструктуризацией, т.к. изменение состояния хотя бы одного элемента ведет к изменению состояния всех других элементов; - Усиление противоречий в руководстве организации в связи с выбором и реализацией инновационных стратегий
Основные типы инновационных стратегий: 1. Наступательная характерна для предприятий, основывающих свою деятельность на принципах предпринимательской конкуренции. Она свойственна малым инновационным предприятиям, или так малым инновационным предприятиям, или так называемым предприятиям эксплерентам, специализирующимся на создании «прорывных» специализирующимся на создании «прорывных» нововведений. Почти все средства, по большей части привлеченные, тратятся такими компаниями привлеченные, тратятся такими компаниями на НИОКР. на НИОКР.
Основные типы инновационных стратегий: 2. Оборонительная направлена на то, чтобы 2. Оборонительная направлена на то, чтобы удержать конкурентные позиции предприятия на уже имеющихся рынках. Главная функция такой стратегии активизировать соотношение «затраты результат» в инновационном процессе. Такая стратегия также требует интенсивных НИОКР. К такой стратегии могут прибегать как крупные, так и средние предприятия.
Основные типы инновационных стратегий: 3.Имитационная используется предприятиями, имеющими сильные рыночные и технологические позиции. При этом копируются основные потребительские свойства нововведений, выпущенных на рынок другими компаниями. Такая стратегия обычно характерна для крупных компаний (так называемых фирм-виолентов), которые стараются опередить конкурентов за счет серийности производства и эффекта масштаба. В России, Германии, Франции и других развитых странах к ним можно отнести крупные комплексы оборонной и гражданской промышленности. 3.Имитационная используется предприятиями, имеющими сильные рыночные и технологические позиции. При этом копируются основные потребительские свойства нововведений, выпущенных на рынок другими компаниями. Такая стратегия обычно характерна для крупных компаний (так называемых фирм-виолентов), которые стараются опередить конкурентов за счет серийности производства и эффекта масштаба. В России, Германии, Франции и других развитых странах к ним можно отнести крупные комплексы оборонной и гражданской промышленности.
Основные типы инновационных стратегий: 4. Стратегия «ниши» заключается в приспособлении к узким сегментам широкого рынка (нишам) путем специализированного выпуска новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками. В «нишевой» (патиентной) стратегии четко прослеживаются две составляющие: ставка на дифференциацию продукции и необходимость сосредоточить максимум усилий на узком сегменте рынка. Предприятия патиенты могут быть разных размеров: малые, средние и изредка даже крупные. Для таких компаний, как правило, характерны средние расходы на НИОКР. 4. Стратегия «ниши» заключается в приспособлении к узким сегментам широкого рынка (нишам) путем специализированного выпуска новой или модернизированной продукции с уникальными характеристиками. В «нишевой» (патиентной) стратегии четко прослеживаются две составляющие: ставка на дифференциацию продукции и необходимость сосредоточить максимум усилий на узком сегменте рынка. Предприятия патиенты могут быть разных размеров: малые, средние и изредка даже крупные. Для таких компаний, как правило, характерны средние расходы на НИОКР.