ОЦЕНКА СТРУКТУРЫ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ Ю. Г. Петрученя, руководитель КММЦ, методист профильной сети Кировского района
Элективные курсы - неотъемлемый компонент вариативной системы образовательного процесса, обеспечивающий успешное профильное и профессиональное самоопределение обучающихся.
Различия по целям, по содержанию, по формам и методике проведения. Учебные курсы предпрофильной подготовки Элективные учебные курсы профильного обучения – учебные предметы по выбору обучающихся IX (VIII-IX) классов из компонента общеобразовательного учреждения ( вариативной части учебного плана ). – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся на ступени среднего ( полного ) общего образования из компонента образовательного учреждения ( вариативной части учебного плана ).
Что общего между программой курса по выбору и программой элективного курса ? Вариативная часть базисного учебного плана ; Нестандартизованность ; Вариативность и краткосрочность ; Ответственность за качество программы и качество реализации несет ОУ ; Требования к оформлению.
1. ПИСЬМО « О методических рекомендациях по реализации элективных курсов. О реализации элективных курсов предпрофильной подготовки и профильного обучения » ; 2. ПИСЬМО « О методических рекомендациях по вопросам организации профильного обучения » 4 марта 2010 г ; 3. Методические рекомендации организации профильного обучения на ресурсах дополнительного образования. Письма развивают и дополняют основные положения письма Минобразования России от 13 ноября 2003 г /13 « Об элективных курсах в системе профильного обучения на старшей ступени общего образования »
1. Выделение идеи 2. Классификация 3. Формирование общего представления (что делать будем?) С чего начать?
Предпрофильная подготовка. Ориентационные курсы проводятся для оказания помощи обучающемуся в его профильном ( профессиональном ) и социальном самоопределении ; помогают ему увидеть многообразие видов деятельности, оценить собственные способности, склонности и интересы и соотносить их с реальными потребностями национального, регионального и местного рынка труда. Пробные курсы создаются для того, чтобы ученик утвердился ( или отказался ) от сделанного им выбора направления дальнейшего обучения, связанного с определенным типом и видом профессиональной деятельности. Имеют два подвида : предметно - ориентированные пробы профессиональные пробы
Профильное обучение : элективные учебные курсы. Предметные элективные курсы элективные курсы повышенного уровня, направленные на углубленное изучение предмета ; элективные спецкурсы, в которых углубленно изучаются отдельные разделы профильного учебного предмета ; элективные спецкурсы, в которых расширенно или углубленно изучаются отдельные разделы базового курса, не входящие в обязательную программу и др. репетиционные элективные курсы. Межпредметные и надпредметные элективные курсы выполняют функции общекультурного развития и удовлетворения интересов обучающихся к различным областям знаний, отсутствующим в учебном плане. Прикладные элективные курсы имеют своей целью обеспечить знакомство обучающихся с важнейшими способами применения знаний по предмету на практике, развитие их интереса к современной профессиональной деятельности. Социальная практика – внеурочная форма организации образовательной деятельности обучающихся в форме социально значимой деятельности определённой профильной направленности.
Предпрофильная подготовка. Ориентационные Пробные предметно - ориентированные пробы профессиональные пробы
Профильное обучение : элективные учебные курсы. Предметные элективные курсы в поддержку профильных или базовых предметов репетиционные элективные курсы Межпредметные и надпредметные элективные курсы Прикладные элективные курсы
Значимо ! Объем : от до и более часов. Модульность Преемственность Требования : к структуре к содержанию
Требования к программам курсов Структура программы Титульный лист Пояснительная записка Учебно - тематический план Содержание курса Методические рекомендации Ресурсное обеспечение программы Приложения Библиография
Методические рекомендации по оформлению программы курса Структура программы Титульный лист Пояснительная записка Содержание курса Методический блок Список литературы Пособие для учителя Рабочая тетрадь для ученика
Порядок работы с программой Общее прочтение Выделение идеи ( замысла ) Классификация Соотнесение с названием Цель соотнесение с названием, классификацией и предназначением Соотнесение целей и задач Результаты их соответствие теме, целям, задачам Содержание программы Формы и методы Технологии Наличие точек выбора Возможность изменения траектории движения Измеряемость и реалистичность результатов Инструментарий и его адекватность Количество часов, отведенное на реализацию Оценка ( оценка успешности, способы оценки ) Вариативность оценки
Методические рекомендации организации профильного обучения на ресурсах дополнительного образования
Требования к программам курсов по выбору 1. Соответствие положению концепции профильного и предпрофильного обучения 2. Степень новизны для учащихся 3. Мотивирующий потенциал программы 4. Полнота содержания 5. Научность содержания 6. Инвариантность содержания 7. Степень обобщенности содержания 8. Практическая направленность курса 9. Связность и систематичность учебного материала 10. Соответствие способов развертывания учебного материала в программе поставленным задачам 11. Выбор методов обучения 12. Степень контролируемости 13. Чувствительность к возможным сбоям 14. Реалистичность с точки зрения ресурсов 15. Эффективность затрат времени на реализацию учебного курса