Колокова С.М., кандидат п.н. Психологическая безопасность и психологическое здоровье в современном образовательном пространстве
Безопасность состояние защищенности личности и имущества от воздействия вредных факторов
Потенциальные «критические точки» психолого-педагогические факторы (личность учителя, сложность учебной программы, возможности ребенка усвоить эту программу); социальные (статус в классе, отношения с другими учениками вне класса и т.д.); физические (школьное пространство, включая обстановку, освещенность, режим дня, качество питания и т.д.).
- почему Вы добрая? - а что Вам мешает быть злой? - а бывает, что вы добрая к окружающим в ущерб себе? - чего это стоит вашему психологическому здоровью?
Понимание себя, целостность и самостоятельность личности – одна из основ психологического здоровья личности
Психологическое здоровье педагогов является необходимым условием здоровья детей Психогигиена система мероприятий, направленных на сохранение и укрепление психологического здоровья учителей
Составляющие психологической безопасности - состояние психологической защищенности - способность отражать и преодолевать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия
Пособие для школ Арканзаса Темы: - реакция на психическую травму; - тревожные признаки, на которые следует обратить внимание; - оценка того, в чем нуждается конкретный ребенок; - способы оказания ему помощи; - меры, которые следует принять после случившейся катастрофы.
Реакции детей на психическую травму Психическая сфера: - резкие реакции страха; - чувство отстраненности; - пессимистические взгляды на будущее; - притупление ощущений; - чувство вины; - страх, что травма повторится; - чувство озабоченности.
Реакции детей на психическую травму Изменение личности. Признаки, на которые следует обратить внимание Апатия и подавленность: - понурена голова; - избегает смотреть в глаза; - беспомощное, потерянное выражение лица, «нет огонька в глазах»; - социальная изоляция. Что делать: уважайте потребность ребенка в тишине и спокойствии; попытайтесь «найти подход»; взвесьте, не является ли ребенок представителем этнической группы, чьи обычаи возбраняют смотреть в глаза другим людям; скажите ребенку, что его не слышно, когда его голова опущена; сосредоточьтесь на внушении ребенку чувства силы и уверенности в себе; попросите какого-нибудь другого ребенка подружиться с ним.
Составляющие психологической безопасности - состояние психологической защищенности - способность отражать и преодолевать неблагоприятные внешние и внутренние воздействия
Основные модели обучающих программ первичной профилактики для детей и подростков программы достижения социально-психологической компетентности программы обучения жизненным навыкам
Основные задачи профилактики 1) развитие личностной компетенции (обучение навыкам эффективного общения); 2) выработка и развитие навыков психологической защиты (обучение умению противостоять различным факторам риска); 3) предупреждение возникновения проблем (формирование навыков саморегуляции и т.д.)
Требования к программам продолжительность одного занятия – не более 40–45 минут; весь курс должен быть коротким, но интенсивным, не увеличивающим и без того огромную учебную нагрузку детей и подростков; группа может быть довольно большой (25–30 человек, которые объединены в один класс большей частью случайно, а не в силу индивидуальных психологических особенностей); занятия может вести не только психолог, но и педагог, прошедший некоторую подготовку.
Становление психологической безопасности и психологического здоровья школьников - обязательный целевой ориентир в работе каждого образовательного учреждения и учителя
Психологическое здоровье дошкольника развитая активность и любознательность, открытость миру взрослых, доверчивость и подражательность наряду со стремлением к самостоятельности и игровым отношением к миру
Психологическое здоровье младшего школьника наличие широкой учебной установки, любовь к учению, вера в собственные возможности, уважение к общественному взрослому
Психологическое здоровье подростка Мятежное стремление к самопониманию, самовыражению и самоутверждению
Психологическое здоровье юноши Устремленность в будущее, поиск смысла жизни и построение планов будущего
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ